Найти тему
Александр Матусевич

Её Кармен

Ксения Дудникова
Ксения Дудникова

Через месяц исполняется 80 лет великой русской певице Елене Васильевне Образцовой.

Фонд ее имени (директор – Наталья Игнатенко) весь нынешний сезон устраивает мероприятия, приуроченные к этой дате, среди них были и весьма интересные для самой разной публики, а впереди, уже в следующем сезоне, нас ждут события не менее привлекательные.

Финал же афиши 2018/19 решили посвятить опере, которая сыграла особую роль в творчестве Образцовой. И не только потому, что Кармен – желанный образ для любой меццо-сопрано (к слову, на эту манкую партию-роль постоянно покушались и покушаются и певицы-сопрано): как говорила сама артистка, Кармен

«…властвует надо мной …стоит особняком среди всех моих партий …в меня точно вселилась душа Кармен …Кармен владеет мною, а не я ею».

Образцова впервые спела Кармен в Испании, на Канарских островах, позже ее героиней восхищались и в других театрах Европы, особенно ценен был успех в театрах Франции и Испании – стран, непосредственно связанных с этим образом самыми крепкими нитями.

Москва, конечно, помнит эту ее роль – впервые она выпорхнула на сцену Большого в своем знаменитом платье в горох и босиком в 1973-м: это была очень необычная Кармен.

В Большом этот образ создавали многие артистки, были и по-настоящему великие, такие как Обухова, Максакова или Архипова, но Кармен Образцовой, конечно, сильно отличалась от предшественниц – не столько совершенством вокала (например, безупречного академизма в пении Архиповой всегда было, конечно, куда больше), хотя ее густой и свежий, беспредельный голос просто ошарашивал, а певческо-артистическим комплексом, небывалым акцентам, своеобразием трактовки, смелостью в выражении чувств. Без преувеличения, это было событие.

Поэтому пройти в юбилейный сезон мимо этого названия Фонд Образцовой, конечно, никак не мог. Первоначально на титульную роль планировалась знаменитая мариинская дива Екатерина Семенчук, с которой прошедшей осенью фонд очень успешно посотрудничал при исполнении другой важной образцовской оперы – «Самсона и Далилы», но в итоге на сцену концертного зала «Зарядья» вышла Ксения Дудникова, солистка Театр Станиславского, чья Кармен в Москве отлично известна.

Правда, совсем недавно Дудникова спела эту партию в Париже, в Опере Бастилии, то есть «получила боевое крещение» у самой взыскательной в отношении этой оперы публики. Остальные партии исполнили главным образом также московские певцы, хорошо знакомые столичным меломанам.

В целом исполнение отличалось высоким уровнем и слаженностью ансамбля, его равновеликостью. Пожалуй, из квартета протагонистов драмы Бизе – Мериме идеальное попадание в образ и высочайшую степень вокального мастерства продемонстрировала Любовь Петрова в партии Микаэлы: пение выверенное и тонкое, деликатное по нюансировке, при этом весьма экспрессивное, всегда осмысленное, с точки зрения технологии звукоизвлечения настолько профессиональное, качественное, умелое, что одно это способно было удерживать интерес слушателя.

Пожалуй, самые бурные и самые заслуженные овации зала в этот вечер собрала именно Петрова.

Безусловный интерес представило и пение геликоновца Ивана Гынгазова в партии пылкого Хозе. Прежде всего, сам голос певца – незаурядный: настоящий драматический тенор, плотный и мощный, фигурально выражаясь железный, такой тембр и такую манеру приходится не часто встречать что на российских, что на мировых сценах.

Партия идеально легла на его редкий инструмент – здесь немного высоких нот, зато с избытком страстей, открытой экспрессии, здесь не грех и «покричать».

«Пение – это высокоорганизованный крик»,

– как любит говорить Владислав Иванович Пьявко, один из самых ярких наших исполнителей партии Хозе, и в случае с Гынгазовым данная формула работает идеально.

Не для каждой партии, не для всякой музыки такая формула стопроцентно правомерна (например, тот же Гынгазов пару лет назад в премьере «Трубадура» в «Геликоне» пел откровенно грубо и неряшливо), но для Хозе, пожалуй, как никогда верна.

Коллега Гынгазова по «Геликону» Алексей Исаев (Эскамильо) произвел меньшее впечатление: его красивый, тоже весьма плотный голос, звучал не всегда ровно на разных участках диапазона, не слишком удачно получался нижний регистр: справедливости ради стоит сказать, что в этой партии он всегда доставляет баритонам некоторые проблемы.

Что касается титульной героини, то думается, данное исполнение, при всех плюсах, было не самым удачным в карьере Дудниковой. В середине диапазона был явственен сип, ровность звуковедения также была далека от идеала, имели место и интонационные помарки (например, в нисходящем хроматическом движении фраз в Хабанере).

В то же время, очень красиво получались крайние, контральтовые низы, и очень уверенными – все верхние ноты: яркие, полнозвучные, стабильные. Безусловно, образ у артистки сделан, он вполне законченный и интересный, ее Кармен – очень сильная и независимая, спокойная и уверенная в себе, в своей правоте, точно знающая, чего хочет и чего ей нужно.

Умение исполнять ансамбли и подыгрывать партнеру – также сильное качество артистки.

Музыкальное руководство концертным исполнением осуществил главный дирижер «Новой оперы» Ян Латам-Кёниг со своими коллективами (хором и оркестром колобовского театра). Была предложена сокращенная редакция оперы – она не досчиталась не только значительной части речитативов, но и целых сцен (например, поединка Хозе и Эскамильо в лагере контрабандистов в третьем акте).

С одной стороны, это придало исполнению динамизма, с другой, лишило его целостности и законченности повествования.

Звучание хора (хормейстер Юлия Сенюкова) принесло настоящее удовлетворение – красивое, стройное пение, не лишенное выразительности, прочувствованности. В то же время оркестр был не всегда на высоте, а в целом прочтению была свойственна некая фрагментарность, клочковатость – многочисленные купюры порой превращали его в набор хитов, между которыми не всегда наблюдалась четкая драматургическая связь.

Концертное исполнение поддержали минимальным, но выразительным видеорядом: на большом экране над сценой сменяли друг друга эскизы декораций А. Головина к «Кармен», а «суперобложкой» всего видеоконтента, появлявшись в начале актов и в конце оперы, стала картина Т. Жумабаева «Елена Образцова. Кармен», точно передающая суть того образа, которым прославилась на мировых сценах наша великая соотечественница.

10 июня 2019 г., "Новости классической музыки"