Недавно я писал про памятник экскаватору-дреноукладчику ЭТЦ-2011-2, у меня в архиве есть фото и других траншейных экскаваторов, служивших у мелиораторов и строителей. Один из них - ЭТЦ-208В на базе трактора ЧТЗ Т-130МГ. Этот экскаватор был разработан ленинградским институтом "ВНИИземмаш" совместно с эстонским ПО "Таллэкс" для комплексной механизации разработки в мерзлых и особо прочных грунтах траншей мелиоративного и общестроительного назначения. Серия экскаваторов ЭТЦ-208 выпускалась с 1977 года на Харьковском экскаваторном заводе, а с 1981 года и на ПО "Таллэкс". Модификация "В" производилась с 1982 по 1990 год.
Для уравновешивания массивного рабочего органа, находящегося сзади машины, в передней части экскаватора на специальном кронштейне установлен противовес. Рабочий орган ЭТЦ-208В - навесная рама с бесконечной цепью, собранной из тракторных траков, к которым дополнительно крепятся резцы и скалывающие клинья, цепь приводится в действие от вала отбора мощности базового трактора через редуктор с дисковой фрикционной муфтой предельного момента. Редуктор обеспечивает две скорости (1,7 и 2,4 м/с) и реверс рабочей цепи. Опускание и поднимание рамы производится с помощью двух гидроцилиндров.
Кроме этого, имеется боковой скребковый конвейер, предназначенный для убирания вынутого грунта в сторону от траншеи. Скорость копания ЭТЦ-208В, в зависимости от типа грунта, составляет от 20 до 530 метров в час. Глубина траншеи - до 2 метров (эта характеристика заложена в первые две цифры индекса машины), а ширина - 0,6 метра. На базе ЭТЦ-208 был также разработан экскаватор-дреноукладчик ЭТЦ-206, выпускавшийся только Таллинским заводом.
Что интересно, по имеющимся данным, Харьковский экскаваторный завод выпускал ЭТЦ-208 до 1982 года, после чего они производились только в Таллине, однако на закрашенной заводской табличке машины явно виднеется год производства - 86, а также обрывок названия завода - "...овский", так что получается, что либо харьковчане выпускали такие экскаваторы дольше, чем считалось, либо был ещё какой-то завод, наладивший выпуск этой модели.
Под заводской табличкой есть ещё одна, на которой под краской можно разглядеть характерную эмблему "Знак качества". А ещё экскаватор ЭТЦ-208В получил золотую медаль на международной ярмарке в Брно в 1984 году.