Помощники кандидата в президенты от демократической партии говорят, что он наслаждается предвыборной борьбой с нынешним президентом США, полагая, что его «послание доверия к американской мощи» преодолеет панические слова Трампа и его торговые бои с Китаем. Поддерживающие Дональда Трампа круги хотят обвинить Джо Байдена за его приверженность в прошлом к свободной торговле и за его комментарии, преуменьшающие китайскую угрозу. Этот вопрос республиканцы считают особенно значимым в критических штатах «ржавого пояса», за которые борется Трамп, и в которых бывший вице-президент также имеет сильную поддержку. В интервью журналу POLITICO несколько нынешних и бывших помощников Байдена заявили, что его недавняя риторика, называющая страхи перед ростом Китая раздутыми, не была оплошностью. Они говорят, что Байден уверен, что его «послание доверия» восторжествует над паникерской риторикой Трампа и тарифной торговой войной с Пекином. «Неустойчивый и импульсивный подход Трампа к Китаю вызывает экономическую боль многих семей в Америке», – сказала Кейт Бедингфилд, заместитель руководителя кампании Байдена, – «Джо сплотит наших друзей и союзников, чтобы привлечь Китай к ответственности».
Как управляться с проблемой подъема Китая – один из самых сложных и важных вопросов внешней политики в гонке за президентское кресло в 2020-м году. Эта проблема влияет на кошельки избирателей, а также говорит о более грандиозных, даже экзистенциальных вопросах о глобальном положении Америки. Она вызвала раскол как в Демократической, так и в Республиканской партиях, настроив протекционистов против приверженцев политики свободной торговли. В этом смысле Байден имеет уникальный опыт. Он провел значительное время в беседах с лидерами Китая, и его многолетняя внешняя политика, проводимая им и в качестве сенатора и на посту вице-президента, предполагает наличие большого опыта в общении как с друзьями, так и врагами в Китае.
На этой неделе консерваторы «взорвали» Байдена после того, как он, казалось, «сдул» китайскую угрозу, сказав аудитории в Нью-Гэмпшире, что «американские рабочие в три раза продуктивнее, чем рабочие в Азии. Так о чем еще беспокоиться?» После этого бизнес-комментатор от канала Fox назвал Байдена либо действительно наивным человеком, либо намеренно пытающимся быть провокационным. В прошлом месяце в Айове Байден сказал, что Китай не конкурент для Америки. Трамп ответил в твиттере, что комментарии Байдена «очень тупые». Даже некоторые из основных демократических конкурентов Байдена тоже навалились на него. «Неправильно притворяться, что Китай не является одним из наших основных экономических конкурентов», – написал в своем твиттере Берни Сандерс, критикуя сделки по свободной торговле, поддержанные Байденом в то время, когда он служил вторым человеком в администрации президента Барака Обамы.
Помощники Байдена настаивают на том, что его комментарии были вырваны из контекста. «Байден считает, что Китай представляет собой реальный вызов, реальную конкуренцию», – сказал один из его помощников, – «Но он не будет играть на страхах людей, что Китай захватывает мир или что расцвет Америки закончился. И вместо того, чтобы просто говорить о необходимости быть жестким с Китаем, как это делает Трамп, Байден будет позиционировать себя как жесткого, но умного кандидата».
Советники говорят, что Байден может указать на некоторые из своих прошлых стычек с китайцами, чтобы доказать свою храбрость. Так, в 2013 году Пекин объявил о создании «зоны идентификации ПВО» в Восточно-китайском море, приведя в бешенство США и их союзников, таких как Япония. Байден отправился в Китай со строгим сообщением о том, что США не собираются признавать зону. Фактически, американские военные самолеты уже пролетали через нее без разрешения Китая и будут продолжать это делать. «Никто не должен недооценивать или подвергать сомнению силу Америки в Азиатско-тихоокеанском регионе», – сказал Байден позже в Южной Корее после его частных встреч с председателем КНР Си Цзиньпином. «Его послание Си в Пекине было – «Мы покажем вам и миру, что это не считается», – вспоминал бывший чиновник администрации Обамы, близкий к Байдену, – «Вы, ребята, не должны делать этого, потому что мы собираемся действовать так, как будто этого не существует. Это было интересно, потому что Си не знал, что ответить. Байден, в некотором смысле, диктовал темп. Поэтому, неудивительно, что в то время как Байден был вице-президентом, он приветствовал подъем Китая».
Другим примером успеха Байдена, по словам советников, была его менее известная роль в 2015-м году в области Интернета между Китаем и США. Он стремился обуздать кибершпионаж и кибератаки на частные компании, за которыми часто просматривалась рука Китая, крадущего торговые секреты у американских фирм. Байден смог убедить Си в том, что такой коммерческий шпионаж является отдельным вопросом от более традиционного и более приемлемого политического шпионажа, который оба правительства уже давно осуществляют. Байден также провел много часов с Си в рамках усилий администрации Обамы по «перебалансировке» внешней политики США с тем, чтобы больше сосредоточиться на Азии и Китае, в частности. Таким образом, кандидат от демократов может сказать, что он точно знает, против кого он выступает, если он выиграет Белый дом.
Помощники Байдена отказались дать подробную информацию о планах демократа по очень чувствительному вопросу торговли. Ожидается, что кампания развернет повестку дня по этому вопросу в ближайшие месяцы. Помощники Байдена заявили, что он укажет на многие связанные с торговлей споры. Так, администрация Обамы победила Китай через Всемирную торговую организацию, приведя в качестве примера предположение о том, как США будут жестко использовать существующие инструменты для привлечения Пекина к ответственности. Байден также потребует крупных новых инвестиций в инфраструктуру США, образование и многое другое, чтобы обеспечить американцам конкурентное преимущество над китайцами. Возможно, прежде всего, Байден планирует подчеркнуть, что, в отличие от Трампа, он сплотит другие страны на стороне Америки, чтобы представить единый фронт против Китая.
Подчеркивание альянсов также дает Байдену возможность защитить Транс-тихоокеанское партнерство (ТТП), массивное многонациональное торговое соглашение, которое администрация Обамы смогла создать частично для противодействия Китаю. Трамп вытащил США из ТТП, и многие демократы выступают против этого. Помощники Байдена утверждают, что подход Трампа к Пекину подрывает его прямые разговоры о том, что Пекин несет ответственность за свои агрессии на торговых и других фронтах, особенно потому, что президент мало, что может доказать. Если тарифы Трампа останутся на месте, торговая война продолжится, и цены продолжат расти для американцев. Помощники Байдена ожидают, что даже поддержка Трампа в сельских районах исчезнет к этому времени в следующем году. Если же Трамп заключит торговую сделку с Китаем, то помощники Байдена надеются, что они смогут пробить в нем дыры.
Но республиканцы видят слабости в Байдене там, где его помощники видят силу. Так, они отмечают, что Китай никогда не отменял зону идентификации ПВО, и указывают на то, что кибер-соглашение разваливается. «Байден, конечно, может думать, что администрация Обамы перехитрила китайцев, но китайцы, вероятно, считают иначе, потому что они думают о долгосрочной перспективе», – сказал республиканец, который служил в администрации Джорджа Буша-младшего, – «Их подход к таким вещам, как зона противовоздушной обороны, – это инкрементализм (стратегия процесса принятия политических решений, предполагающая, что принимаемые решения плохо согласуются с реальной политической ситуацией)».
Даже некоторые критики подхода Обамы-Байдена к Китаю заявили, что они заслуживают похвалы за признание того, что подъем Китая потребовал «перебалансировки» во внешней политике США. Но отношение к Китаю укрепляется внутри обеих партий, поскольку масштаб амбиций Китая становится более ясным, и готовность Трампа противостоять китайскому лидерству получила соответствующий отклик. Защита более хладнокровного подхода команды Обамы может стать более сложной в этой среде.
Кампания Трампа, безусловно, намерена использовать записи Байдена против него. «Дональд Трамп первый президент, который противостоит десятилетиям обмана и несправедливой торговой практики Китая», – сказал представитель этой кампании Тим Мерто в своем заявлении, – «Джо Байден отвергает Китай как экономического конкурента, поэтому неудивительно, что, пока Байден был у власти, он приветствовал подъем Китая и сидел и наблюдал, как китайцы ели американский обед». У Байдена может быть еще одно слабое место в Китае: вопросы о деловых отношениях его сына Хантера там. По сообщениям прессы, адвокат Хантера Байдена отклонил обвинения в противоправных действиях, но это не значит, что Трамп не будет использовать свой мегафон, чтобы говорить о них.
Демократические стратеги, которые внимательно следят за отношениями США и Китая, говорят, что поддержка Трампа в таких штатах, как Айова, еще не деградировала каким-либо значимым образом, возможно, потому, что президент пообещал миллиарды для спасения фермеров, пострадавших от торговой войны. Но если Байден захочет получить голоса за пределами своей базы, ему нужно будет тонко настроить свое сообщение и показать немного больше зубов против Пекина, говорили некоторые. «Я бы предположил, что вице-президент Байден, вероятно, немного ошибается, когда говорит, что китайцы не являются основным конкурентом», – сказал Кирк Лидс, главный исполнительный директор Ассоциации соевых бобов Айовы. Но он и другие говорили о том, что действительно может сдвинуть голоса в сторону Байдена, если он предложит подробные планы своей стратегии в отношении Китая. Это включает в себя то, как США планируют вернуть те части китайского рынка, которые они могут потерять, поскольку торговая война продолжается. «Фермеры не хотят помощи от правительства», – сказал Джефф Линк, демократический стратег из Айовы, – «Они хотят иметь доступ к рынку. И они хотят уверенности, что у них будет доступ, чтобы они могли планировать». Помощники Байдена согласились с этой оценкой. «У нас самый противоречивый президент на современной памяти», – сказал один из них, – «Но люди на самом деле не так заинтересованы в борьбе, они, скорее, заинтересованы в исправлении ошибок».