Найти в Дзене
Охота не работа

Попытка таежной экономики

фото от друзей автора
фото от друзей автора

Попробуем посчитать сколько нужно угодий и затрат, чтобы прокормить среднюю семью из 5 человек охотою, из которых 3-е дети - школьники. Потому что хоть один студент - уже критично. Все расходы – доходы – в рублях (или тыс.р.). И в год.

Продуктивность угодий считаем по массовой добыче – соболю (считаем среднюю цену, все-таки – 3,5 тыс. при заявленной 10 тыс. и реальной 2,5 тыс.) и белке (средняя цена 50 р.). Поскольку планировать случайную добычу невозможно. Пусть это будет подарок доброго волшебника детям. Если ставить капканы на соболя пониже и в пойме – добавится норка, которая, кажется, опять ничего не стоит.

Вывести мясо и дичь, предположим, удастся, однако сдать их удастся не задорого – рябчика по 50 р./шт., мясо по 100 р./кг. Со зверем возиться вовсе не стоит – пусть живет, множится и туристов пугает. Сам себя отрегулирует – через трихинеллез, голод, муки и поедание себе подобных - как того зеленые хотят. Как бы еще сделать так, чтобы они насладились мучениями зверя.

Ну а с реализацией мяса не получится - и не надо – можно самим съесть. Как и рыбу. Это минус 150 тыс. затрат в год на семью на мясо-рыбу. Почему рыба только на еду. Законы такие и владельцы всех диких рыб свирепствуют. В кепках с кокардами намедни приезжали. Мундиры – голубые. Сами - злые. Сети - мелкие. Лодки - быстрые.

Т.о. при затратах в год на семью 350 тыс. = 1000 белок и 85 соболей. Следовательно, угодий нужно минимум 85 тыс.га., пешком можно грамотно забрать урожай с 15, макс. 25 тыс. га. Значит - лошадка - осенью, это минус 150 тыс. из бюджета. И ездовые собаки – зимой. Еще 30 тыс. + подножный (рыба и мясо), т.к. снегоход проедает брешь в бюджете много бόльший. Да и воняет он. Конюшни не считаем – сто лет прослужат, руками деланные.

Естественно, если оплачивать лицензии – это надо все деньги, что на семью добываются – за них, родимых отдать. Поэтому – без лицензий. Только никому не слова.

С лодкою проще – можно ходить на шесте – торопиться уже некуда. По сено и рыбу. Можно собачками – побурлачат, не маленькие – и чтобы к зиме не ожирели. Им потом неделю пробегаться нужно будет.

Возможности диверсификации, конечно, никакие – исключительно делать еду длительного хранения. Копченое мясо, дичь, рыбу. Ну как рыбу – нельму, муксуна, других сигов – какая это рыба. Можно – орех – только куда его. Вручную валежник пилить на доску, можно. Так вроде продавать его нельзя. Да и некому.

Можно – сыр варить и масло бить. Но тут, опять-таки, добавляются: вторая лошадка и три коровки. Это два года и 200 тыс. отдать. Но из бюджета в итоге минус 36 тыс./год - на молоко, при затратах 30 тыс. на овес. Если дополнительно завéсть десяток ярок – на дармовом-то сене и обрате, и кур десятка два – на отходах – тогда нормально. По деньгам ноль - на корм уйдет та же цена, что и на готовое в магазине - но еда то – своя. В своей деревне никому это не продашь, конечно.

Реализовать продукт длительного хранения, правда, удастся опять-таки с трудом и рисками. Законы такие. И силовиков уже семь видов, следящие за исполнением законов. Что поделать – закон суров, но он закон. И даром, что кривой, а местами – издевательский. Кто их вообще писал? Чем обижен на народ был? Где водится? Чем кормится? На что берет?

Не, ребята, давайте кормите себя сами. Доите, растите, коптите и т.п. Поговаривают, в мегаполисах парки есть с природою и мусора хватает съедобного. Да и травы-цветочки садят разные – коровкам и курам понравятся. Вокруг городов настроены комплексы красивые – там куры не спят – несутся радовать. И говорят, что доят их там. Откуда молока так много тогда?