Кто знает, что значит бить баклуши? Все знают! А как еще в прежние времена русские люди ничегонеделанье или переливание из пустого в порожнее называли? Не знаете? Сейчас расскажу)
Было такое прекрасное выражение давным-давно, просто великолепное: в лапти звонить. Согласитесь, оно намного образнее, чем баклуши?
Вот какой толк от такого "звона"? Совершенно никакого. И звона самого-то нет - лапти, как ими ни тряси, не звенят) А баклуши еще на что-то и сгодятся. Ложку из баклуши можно вырезать, поварешку какую-нибудь, свистульку... (Все ведь знают, что баклуша - это заготовка для деревянной посуды? И что изготовление их - дело плевое, ерундовое. Тюкнул пару раз топором по деревянной чурочке - баклуша и готова).
А вот еще чудо какое - мостовую гранить. Совершенно бесполезное занятие и тоже синоним битья в баклуши. От гранения, кстати, недалеко и до комитета по утаптыванию мостовой. Было и такое выражение, да. У Михельсона встречается.
Что только с этими несчастными мостовыми не делали в 19 веке, чтобы бесполезную деятельность охарактеризовать: их и гранили, и полировали. А почему? А потому что у светских бездельников мода была такая - прогуливаться бесцельно по проспектам, туда-сюда. Убивали время они так. Кстати, убивать время - тоже синоним ничегонеделанью).
Или вот еще какая изумительная фраза с похожим значением жила долгое время в народе - служить за козла на конюшне. Действительно, зачем на конюшне козел? Вроде бы и незачем. Но наши далекие предки так не считали. Они верили, что козел отпугивает домового, который, проказник такой, часто на конюшнях озорничал. И вот чтобы он лошадок не обижал, не умыкалих, чтобы по ночам по округе поскакать, ставили в конюшню козла. Который прочно в народных преданиях с нечистой силой связан. Вот и верили наши предки, что козел сможет с домовым сладить, не даст ему слишком уж расшалиться: отпугнет или задобрит.
Потом, конечно, вера в эти побасенки поугасла, и фраза служить за козла на конюшне стала обозначать пустое времяпровождение, шатание без дела.
Вот тебе и ерунда, вот тебе и ничегонеделанье - вон сколько метких описаний ему народ придумал).