О забытом нуар-вестерне СССР
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Как-то ещё в 90-ые годы я видел ночную передачу про фильм Л. Кавани «Ночной портье». Показали еще не табуированного «гражданским обществом» Эдуарда Лимонова, который вспоминал, что впервые узнал об этом фильме в Нью-Йорке, так как против его показа протестовали организации феминисток. Тогда прозвучала мысль, мол, если феминистки «против», то, стало быть, это хороший фильм
Это мне вспомнилось, когда в сети случайно натолкнулся на записи какого-то «самостийника» (понятно дело ни слова по-русски, только на мове), который возмущался лентой 1983 года «Три гильзы для английского карабина». Дескать, исключительная «советская муть» от студии Довженко. Мне подумалось, что если «самостийники» атакуют фильм, то это может быт очень приличной лентой. И не ошибся
Надо сказать, что удивительным образом этот фильм пропустил, хотя в первой половине 80-ых годов его посмотрело несколько миллионов человек. Конечно, не «кассовый фильм» (такие начинались от пятнадцати миллионов зрителей), но всё-таки явлением был заметным. Лента в высшей мере удивительная. Она напомнила мне удивительный гибрид «золотого века» Голливуда, так называемый нуар-вестерн. На самом деле нуар и вестерн как бы считаются жанрами антагонистами, о чем мы уже говорили. Однако иногда они совмещались. В качестве примера можно вспомнить «Ночь охотника» (1955) с Робертом Митчумом в главной роли
В случае с «Тремя гильзами» мы имеем дело с чем-то похожим. Надо сказать, что советские ленты, повествующие о гражданской войне и смежных сюжетах, ориентировались именно на штампы, предложенные вестернами (вспоминаем «Неуловимых мстителей» и т.д.). Формально в этом фильме есть «вестерновая» составляющая: хутора, конные разъезды, перестрелки из карабинов и т.д. Однако это подано в такой мрачно-криминальной и депрессивной манере, что правильнее было бы рассуждать о нуаре
Дружественный канал про новые технологии
Если говорить об общей эмоциональном фоне ленты, то невольно вспоминаются либо фильмы Алексея Германа (классика советского нуара), либо же фильм «Дикая охота короля Стаха» (1979), который вполне заслуженно называют «советской готикой». В «Трех гильзах» много сцен с контровым освещением, так что фигуры действующих лиц становятся призрачными. Музыкальное сопровождение более подобает мистическим фильмам, нежели лентам о гражданской войне. Некоторые сцены, например, найденные на телеге в лесу трупы, вызывают в памяти качественные фильм ужасов.
При этом всём фильм носит криминально-исторический характер. Только-только закончилась гражданская война. Однако территория Украины пестрит всякого рода «батьками», которые совершают набеги, скрываясь в лесах и на отдаленных хуторах. В какой-то момент жестко убивают молодую учительницу, кстати, единственную, кто на протяжении всего фильма говорит на т.н. «украинском языке». Все остальные говорят на чистейшем русском, без всякого «хеканья» и «цоканья». Что фактически соответствует правде, так данные территории затем пережили не одну волну принудительной украинизации.
В ходе расследования выясняются странные вещи. Батька Волох, которого подозревают в убийстве, категорически отрицает свою причастность. К слову сказать, ясного ответа, кто убил учительницу, так и не прозвучало. Был озвучена версия, что это подручные Волоха, дабы не дать ему сдаться на «милость Советов».
Сайт про нуар http://noir-film.ru/
Герои почти все неоднозначные. В фильме нет революционного пафоса. Обладатели «кожанок» - утомленные и испачканные люди. Кто-то не брезгует самосудом, кто-то может превысить полномочия. Ведущий расследование Тихон Глоба (в исполнении Ярослава Гаврилюка) больше напоминает «сомневающихся». Надо отметить блестящую игру Я. Гаврилюка, который благодаря участию в лентах «Грачи» (1982) и «Обвиняется свадьба» (1986) стал одни из символов «советского нуара»
На этом мы заканчиваем наш сегодняшний рассказ. Однако очень скоро мы продолжим рассмотрение проблемы «советского нуара», а потому не забывайте читать наши материалы. А еще лучше подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко, автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара»