Найти тему
Андрей Станков

Работа бизнес-консультанта. Что ждать от сотрудничества?

С тех пор как я ушел в консалтинг "с головой", т.е. полностью ушел от работы по найму в свободное "консалтинговое плавание" я задавался одним и тем же вопросом: "Как сделать свою работу эффективной на 100%?". Искал уникальную методику, по которой мой приход значил бы спасение для компании. Но как бы я ни старался, 100% конверсии на результат получить не удавалось. Сначала я, конечно же, пенял на себя. Что-то делаю не так. И это конечно, частично так и есть. Мир не стоит на месте и всегда есть кто-то лучше, эффективнее (ну и дороже=)) тебя. Но есть один нюанс: я и изучал работу моих коллег, изучил работу консультантов с мировым именем, и увидел, что конверсия на результат у них сохраняется в районе 20%. Конечно же, у этих 20% все очень круто меняется и компании идут в стремительный рост, но оставшиеся 80% получают лишь незначительные изменения. Сразу оговорюсь, что работа консультанта почти всегда, как минимум, окупается. Я не встречал абсолютно бесполезные проекты , компания заказчик недовольна лишь в 1 случае из 100 (Нет... Обманываю, однажды все же встречал.. Но это уже совсем другая история). Конечно, консультанты без особого энтузиазма делятся своими неудачами, но в целом я понял, если уж клиент пригласил консультанта - результат будет. Другой вопрос, какой будет результат. Компания просто "отобьет" свои деньги, вложенные в консультацию, или же получит в сотни, тысячи раз больше? Так вот, в тысячи раз больше получают в среднем 20% клиентов, хоть консультант в лепешку расшибись.  

20%..., подумал я, что-то знакомое... Да, конечно же, правило Паррето! 80%/20%. И тут этот закон работает, 20% клиентов дают 80% результата.  

Но в чем же залог успеха этих 20%? 
Я определил несколько ключевых факторов: 

1. 90% зависит от владельца бизнеса - во всех компаниях, сделавших рывок после приглашения консультанта (Как и у меня, так и у моих коллег) во главе стоял руководитель, без которого ничего бы не получилось и который соответствовал приведенным ниже критериям.  

2. Готовность к тестированию и экспериментам, новаторство - именно это качество руководителя позволяет ему с легкостью развивать и поддерживать инновации, предлагаемые консультантам 

3. Позитивное мышление - такие руководители всегда и во всем видят сначала положительную сторону. Они умеют взвешивать риски, но идут на риски гораздо охотнее. Если руководитель всего боится и видит одни минусы - консультанту приходится не сладко.  

4. Доверие и отсутствие страха показаться глупым - самые лучшие клиенты, это те, которые задают много вопросов. Да, для консультанта часть из этих вопросов могут показаться "азбукой". Но задача консультанта - не умничать, а помочь. И если какая-то, казалось бы, очевидная истина не ясна для клиента - нужно ему эту истину разжевать. И именно доверие к консультанту, как к человеку, позволяет не бояться критики и задавать ЛЮБЫЕ вопросы. 

5. Отсутствие спешки - последовательность, терпение. Именно руководители, которые не стремились получить "все и сразу", получали в итоге больше всего. Терпение всегда вознаграждается. Хвататься за все подряд, подгонять консультанта - затея бесполезная и даже вредная. 

6. Трудолюбие - руководители, которые "болели" за проект, вникали подробно во все этапы, принимали советы по налаживанию процесса делегирования и уходили от "текучки" в стратегическое развитие - всегда выигрывали и получали значительный рост компании. И да, они не только слушали, но и делали, то что им предлагалось. 

7. Отсутствие перфекционизма - именно у клиентов, которые не ожидали, что все будет идельно - получалось "идеальнее" всего. Они быстро двигались вперед, не заморачиваясь на мелочи, а уже потом, достигая общего результата, возвращались к деталям.  

Конечно, это далеко не все факторы, но на моем опыте - самые важные.  
К сожалению, консультант не волшебник, не продавец счастья. Он не может за два часа, даже за два месяца превратить ваш бизнес в райские кущи. Тем более, если изначально бизнес был в упадке. За два года - возможно. Но ни один консультант не даст вам 100% гарантию, потому что при работе с консультантом 90% - это составляющая успеха, зависящая от компании - заказчика. А 10% - зависит от консультанта, но в то же время является "катализатором" для ваших 90%.  
Консультант может ускорить процесс развития, помочь найти ответы на вопросы, которые сами бы вы искали намного дольше. Но сделать за вас вашу работу он не сможет.  

Поэтому именно адекватные ожидания и правильная настройка на работу помогут достичь максимальных результатов при работе с консультантом.  
Удачи!