Некоторые владельцы розничных магазинов очень опасаются, что придут потенциальные конкуренты , все сфотографируют, устроятся на пару недель поработать, чтобы изнутри узнать как построена работа, скопировать стандарты, чек-листы, правила, затем переманят кого-то из сотрудников и откроют такой же успешный магазин. И владельцы магазинов начинают продумывать меры безопасности, чтобы не допустить такой ситуации, тратя на это зачастую очень серьезные ресурсы.
Насколько обоснован такой страх?
Есть два типа начинающих бизнесменов. Первые считают, что надо стартовать с инновационной идеи, создать и вывести на рынок принципиально новый продукт, равного которого нет в городе/стране/мире. Это достаточно рискованный подход. Когда мои знакомые говорят, что придумали гениальную идею, такого нет на рынке и это настоящий "голубой океан", я всегда советую сто раз перепроверить, чтобы это был действительно океан, а не просто лужа. Многие из них искренне убеждены, что для создания успешного бизнеса надо найти нечто прорывное, не идти на рынок, где высокая конкуренция, забывая о том, что когда начинаешь с инновационного продукта, то тебе приходится приучать потребителя к новому продукту, формировать новые потребительские привычки. Преуспеть в этом, не располагая впечатляющими ресурсами (не только деньгами, но и опытом, проверенной командой, репутацией) достаточно сложно.
При этом если в вашем районе всего один книжный магазин, в нем нет канцелярии, не хватает учебников, и вы со счетчиком простояли у входа в магазин целый день, посчитали, что приходит 200 человек в день и часть уходит, не купив просто потому, что не хватает товара, а продавцы в магазине не то что не продают, но и просто хамят посетителям - можно задуматься об открытии подобного магазина, только на качественно более высоком уровне. Или, например, если в вашем районе всего одна кофейня, люди в нее ходят, но ждут свой заказ по пятнадцать минут - шансы на успешное открытие кофейни довольно высоки. Предприниматели второго типа так и анализируют бизнесы конкурентов, они ищут уже работающую бизнес-модель, доказавшую свою эффективность на рынке, и значительно её улучшают.
Важно понимать, что если человек твердо решил открыть бизнес в вашей сфере и конкурировать с вами, он его все равно откроет и изучит все, что вы делаете, несмотря на ваше противодействие. Все "секреты", которые можно узнать, устроившись к вам на неделю на работу или просто зайдя на полчасика в ваш магазин, будут достаточно легко скопированы. Но корпоративную культуру, искренний сервис, правильно выстроенные процессы в одночасье не скопируешь. Можно тем или иным способом украсть должностную инструкцию продавца, сложно заставить его здороваться с посетителем, улыбаться и продавать так, как написано в этой самой инструкции. Украсть идею вкладки товара очень просто - зашел к конкуренту, сфотографировал и выложил в своем магазине так же, а вот сделать так, чтобы каждый день эта выкладка сохранялась, на порядок труднее.
К тому же то, чтобы было скопировано вчера, сегодня может уже устареть - и вот над этим надо работать в рознице, а не над защитой "секретов". Ежедневное улучшение, доработка стандартов, новые маркетинговые ходы, тренировка продавцов, более удачная выкладка товаров - в рознице нельзя достичь абсолютного идеала, всегда есть что улучшать. Но даже если вы уже добились высокого уровня - рано расслабляться. Достаточно легко вежливо поговорить с посетителем и продать ему сувенир, самое сложное сделать так, чтобы каждый день каждый посетитель без исключений получал стабильно высокий уровень сервиса. Создайте живую корпоративную культуру, возьмите на работу единомышленников, делитесь с ними частью успеха при помощи премий, постоянно придумывайте новые ходы - и конкуренты путем копирования ничего не добьются.
Левон Миансарян.