Когда-то на первом курсе универа мой одногруппник порекомендовал мне одну флешку на сайте Armor Games. Это была Epic Battle Fantasy 3 — простенькая, но безумно увлекательная JRPG. В ней ты группой из трёх бестолковых приключенцев бегал по локациям, бил монстров, собирал лут, ачивки и данные для энциклопедии, качался и искал секреты. Это было очень интересно и мило.
Потом вышла четвёртая часть. В первую и вторую я не играл, они вроде совсем примитивные, btw. Четвёртая часть была еще лучше - масштабнее, веселее, разнообразнее. А сейчас вышла пятая часть. И мне очень хочется про неё рассказать.
Но начать я хочу еще более издалека, потому что EBF5 — это, блин, не просто игра, это амбиции, и маленькая мечта, в некотором роде. Я специально следил за её ходом разработки, читал посты и переживания автора. Он, фактически, работает над ней сам — сценарист, программист, художник и дизайнер. Музыку только не он пишет. Вроде бы. Да, я понимаю что у нас куча примеров подобного инди, но блин, это всё равно здорово. Вызывает уважение.
Ладно, хрен с ним. Я реально уважаю Метта Росзака, и мне бы хотелось чтобы этому бриту сопутствовала удача. Но писать надо про саму игру.
Она прекрасна. Я прошёл бесплатную бету, а потом и саму игру, поэтому вполне имею богатое впечатление об игре. Если очень коротко — она здоровенная, в общем — простая в механике, и при этом охрененно глубокая, если начать её исследовать.
Условно игру можно разделить на три основных части — исследование карты, бои и прокачка. Карта состоит из клеточек, каждая из них может быть занята вашей бандой, монстром, ништяками или препятствиями. Ходить можно сколько душе угодно — на вас первыми не нападут. Вы бегаете по огроменным биомам, собираете там фигню, убиваете врагов и ищете как заметные, так и спрятанные нычки. Что-то не видно на экране, но можно найти за препятствиями, что-то встроено в окружение, а за чем-то надо вернуться позже. В игре ОЧЕНЬ много объектов, которые блокируют проход до определённого момента — например в самом начале нужно найти лопату, чтобы раскапывать кучки грязи, блокирующие выход из первой локации. Но при этом на этой самой локации заныкано несколько сундуков, к которым вы сначала попасть не могли — а с лопатой уже можно, и ради ништяков стоит вернуться. И таких секретов с бектрекингом просто десятки, и запомнить их все, ИМХО, просто нереально. Но находить их всё равно приятно.
Потом драки. Тут пошаговая система — сначала бьют ваши персонажи, потом — вражеские. Никакой инициативы и прочих сложностей. С вашей стороны одновременно на поле может быть три персонажа (а всего их пять) а врагов может быть до пяти. Урон зависит от атаки физической и магической и защиты физ\маг, но это всё менее важные статы (еще есть точность и уклонение), но основная фишка - это типы атак. Практически любая атака имеет «стихию». Их тут огромная куча — огонь, лёд, ветер, взрыв, биологические атаки, и.т.д. И у каждого монстра есть свои уязвимости и иммунитеты. Деревья обычно хорошо горят, но бить их водой или биологией — бессмысленно. Но вот часть игры пройдена — и появляется злое горящее дерево! И его нельзя бить как огнём — потому что оно горит, так и водой — потому что оно дерево! Бить придётся льдом. А еще у каждого героя есть лимитбрейки - супермощные атаки, которые можно использовать, лишь полностью зарядив красную шкалу, что находится под ХП. Растёт она от полученного урона, но есть еще минимум пара способов её заполнить. Брейки=ультимейты, они в ход идут в драках с боссами, или очень сильными противниками.
И вот переходим к прокачке, крафту и прочим внебоевым занятиям. Каждый герой может носить одно оружие, одну броню, одну шляпу и три аксессуара. На основе этих вещей будут строится характеристики и бонусы урона. Если персонаж экипировал огнемёт — все его атаки частично будут бить огнём, а непосредственно огненные атаки станут еще сильнее. Надел гранатомёт — усилятся авианалёты, и.т.д.
После победы над монстром вам дают EXP — опыт, и SP — очки способностей. Когда персонаж набирает уровень он повышает свою атаку\защиту\хп и прочее, плюс от уровня всей партии зависят еще очки призыва, но о них позже. А вот SP — дико важны, это фактически основная валюта для прокачки. Каждая новая способность или улучшение старой требует SP - а способностей у персонажей много, плюс некоторые новые абилки вы будете получать в награду. Бездумно вкидывать SP куда попало бессмысленно — надо ориентироваться на биом, в котором воюете, и пытаться прокачиваться на основе монстров, что там сидят. Впереди куча роботов? Лучше изучать электрические и взрывные атаки. Лавовая пещера? Пригодится урон от воды и льда. Но под конец вы прокачаете всё до упора, это прям точно — и даже целенаправленного гринда не понадобится.
Экипировка тоже прокачивается — оружие и броня до пятого уровня, аксессуары - до третьего. Каждый новый уровень улучшает характеристики, и иногда даёт бонусные фишки — например костюм нациста (ага, тут такой есть) может вызвать танковый огонь по врагу между ходами. На прокачку тратятся вещи, которые падают из монстров и сундуков, и очень редко — пленные монстры, к которым щас перейдём.
Любое существо, с которым вы дерётесь, можно и нужно просканировать. Это может сделать любой персонаж. Без сканирования вы будете знать ТОЛЬКО хп монстра. Как только вы ослабите монстра — для слабых достаточно всего лишь уменьшить его хп - вы сможете его захватить в рабство. После этого ваша пати сможет вызывать его в бою, тратя на это очки вызова. Их вы получаете за любое убийство\пленение моба, а максимум этих очков повышается на 5 за каждый уровень бригады. И некоторых мобов, вроде слизнекролика, вы будете использовать, потому что они дают очень мощные, или недоступные персонажам эффекты, вроде регенерации, или бонусных ходов. Ловить можно даже боссов — но на них при этом надо повесить еще пачку дебаффов.
Еще в бою можно есть еду и бросать штуки во врагов — и еда способна существенно повернуть ход боя в вашу сторону. Особенно часто придётся использовать кофе — местную воскрешалку. А еще в игре вагон и маленькая тележка всевозможных баффов и дебаффов, которые тоже нужно уметь применять и снимать в бою — начиная от понятных повышений\понижений атаки, и заканчивая голодом, который заставляет героя жрать вещи из инвентаря вместо того, чтобы ходить.
И еще есть еда, которая перманентно повышает статы. Её четыре вида для каждого перса.
А персонажей всего пять
Мэтт, простой рубаха-парень, который любит хавать, воровать и мечи.
Безлап — кот, который не умеет говорить, но умеет быстро бить и как-то держит оружие
Натали — которая магичит посохом, и обладает кое-какой физикой груди (которую нужно покликать для ачивы)
Анна — девочка из леса с луком, которая развешивает дебаффы налево и направо
Ленс — нацист, похититель баб и просто отличный парень. Стреляет из пушек, вызывает артобстрелы, делает отсылку к ДжоДжо одной из атак
Каждый из них обладает разными статами, и разными абилками, при этом частью стихий они атаковать поначалу не могут - поэтому в бою их можно и нужно заменять. Я поначалу избегал этой фишки, но вскоре привык — это просто, удобно, и без этого довольно сложно будет пройти игру, я думаю.
Потом, отсылки, ачивки и сюжет. Игрушка не воспринимает себя слишком серьёзно - она частенько ломает четвёртую стену, много шутит и хохмит, но имеет определённую цель с самого начала, и до конца, так что отторжений и фейспалмов не вызывает. Отсылок просто куча — пасхалок тоже, щас будет спойлер. В первом городе есть магазин, возле которого тусует вор. Когда вы достаточно продвинитесь по сюжету вор уйдёт, а вы сможете залезть в подвал магазина. Там пропадёт музыка, появятся монстры-нежить, что вообще довольно странно, а в конце вас встретит группа нипов с масками на лицах, которые будут общаться с вами азбукой морзе в текстовом виде. А когда вы свалите из подвала — то обнаружите что продавец тоже, зараза, напялил маску. На вас никто не нападёт, скримеров не будет, но блин — место офигенное и атмосферненькое. А если вы такой же упоротый и полезете расшифровывать морзянку — то ничего кроме глупостей не узнаете. Это всё просто большой кек, и их в игре куда больше одного.
И ачивки. Это едва ли не краеугольный камень всея игры. В чём соль — их много. Некоторые проще, некоторые сложнее, некоторые вы получите и так, некоторые секретны. Но в игре есть дворец, в котором куча запертых дверей, а открываются они — за ачивки, вернее за определённое их количество. За этими дверями обычно лежит ценный лутец, ну и разумеется — новые порции лулзов. А чтобы пройти игру на 100% — естественно, надо получить их все. Буду над этим работать.
В общем, я описал основную часть игры, но меня в ней безумно порадовал один конкретный момент — в неё не перешли недостатки прошлых частей. Я не пользовался сменой группы в четвёртой части, потому что там бафф-еда была для всех — и в итоге я вообще не прокачивал бедную Анну. Тут же она под конец игры становится машиной смерти. Призыв петов был очень примитивным, и по сути полезных петов раньше почти и не было — а тут просто целый зоопарк. Каждого персонажа под конец игры можно оснастить практически любой стихийной абилкой, чтобы он оставался полезен в любом бою. Сюжет, пусть и несерьёзный, но всё же имеет интересные твисты. Это просто максимально идеальный продукт за свои деньги и свой объём.
Алсо, игра стоит 360 рублей. Это просто копейки, а если у вас есть в Стиме 4-ая часть — то вы еще и скидку в 60р. получите. А я купил без скидки, и еще и саундтрек прикупил для поддержки автора. Всё еще дорого? Пробная версия полностью бесплатна.
Единственный минус во всём этом моём океане восторга — игра на флэше, со всеми вытекающими.