Найти тему
хочу новую полочку

Еще один любовный трегольник

Оглавление

Владимир Набоков «Король, дама, валет». Роман вышел в Берлине в 1928 году под псевдонимом В. Сиринъ.

На обложке последних изданий романа используется фрагмент картины Edmund Tarbell «Breakfast Room» 1903. Точное попадание.
На обложке последних изданий романа используется фрагмент картины Edmund Tarbell «Breakfast Room» 1903. Точное попадание.

Какой сюжет?

Берлин 1920-х. Действующие лица: успешный коммерсант, оптимист и «хочу-все-попробовать» Драйер; его жена, фригидная и прижимистая Марта; юный племянник Драйера Франц, неумный и пустой. Драйер берет бедного родственника Франца на работу приказчиком (продавцом в магазине).

Как и в других романах Набокова, здесь тоже есть любовный треугольник (на что уже намекает название). Марте нужен любовник (у всех есть, а у нее нет), удобно подворачивается Франц. Франц полностью во власти Марты. Марта обнаруживает в себе чувства (со стороны читателя — пошло и пародийно) и мечтает избавиться от мужа. Пока Марта перебирает способы убийства, Франц шарахается от каждого скрипа половицы. Такой антидетектив. Концовку не раскрываю.

Франц и Марта выписаны противными, но без перегиба — правдоподобно неприятные люди (взгляд изнутри сноба). Марта — помесь мадам Бовари и леди Макбет, непонятно, чем ей приглянулся Франц (неужели только доступностью, юностью и ощущением власти?), но два сапога пара.

Берлин, округ Митте, 1907 год, фото с сайта pastvu.com. В романе разлита нелюбовь к Берлину: скука и пошлость.
Берлин, округ Митте, 1907 год, фото с сайта pastvu.com. В романе разлита нелюбовь к Берлину: скука и пошлость.

За что я люблю Набокова?

Безупречный стиль. Все слова стоят на своем месте и подобраны идеально точно. Благодаря этой точности интересно изучать язык 20-х годов: автомобилем тогда правили, в теннис играют ракетой, на столе постелена скатеретка, а Марта ходит на уроки ритмической гимнастики (типа йоги).

Наблюдательность и детали. Как будто надеваешь специальные очки и все, что ранее было размыто и на периферии, вдруг бросается в глаза. И дело не только в подробном описании предметов и интерьеров: каталоги Кристи, Икеи и ebay курят в сторонке. Не только в натурализме описания людей: это вам не Сэлинджер, мы знаем точно как выглядят герои, каждой части тела соответствует свой тип ткани для передачи текстуры, а те или иные движения находят аналогии в мире животных. Поражает точность привычек и жестов: мы их не замечаем как все привычное, но благодаря этой точности безошибочно узнаем.

Метафоры и ожившие предметы. Мир Набокова полон оживших предметов. Если экранизировать буквально, то я представляю себе что-то в духе Тима Бёртона: луч света зевает, пружины болеют, акции нервничают, сундук в коридоре ставит подножку. Все у Набоков живет, дышит и имеет свое мнение.

За то, как это написано, я готова пропустить мимо ушей любую критику в адрес Набокова и этого романа. Я просто открывают любой фрагмент и наслаждаюсь.

***

Пишу про книги и то, как они сделаны. Предыдущая рецензия здесь.