1944 год. На островке Пианоза в Тирренском море расквартирован бомбардировочный полк ВВС США, в котором служат капитан Йоссариан (или Йо-Йо), главный герой сериала "Уловка 22", поставленного по знаменитому роману Джозефа Хеллера. Командование регулярно увеличивает норму боевых вылетов, после которой пилоты имеют право демобилизаваться. В результате выполнить норму невозможно и находящимся уже почти на грани сумасшествия пилотам приходиться летать и летать. Йоссариан мечтает наконец вернуться домой, но как? Выход есть. На военной службе не может состоять сумасшедший. Но сам факт того, что ты говоришь о своем сумасшествии, чтобы покинуть действующую военную часть, согласно уставу, свидетельствует о твоей полной вменяемости. Та самая Уловка-22.
Мини-сериал спродюсировали Джордж Клуни и его постоянный партнер Грант Хеслов (в сериале он играет врача, который объясняет Йо-Йо суть той самой Уловки-22. В главной роли - Кристофер Эбботт (Грешница, Человек на Луне) и он абсолютно потрясающий, это его лучшая роль и старт могучей карьеры. Вместе с ним в «Уловке-22» играют еще сам Клуни (он выступил еще и режиссером двух серий) и чудесный Хью Лори и десяток замечательных молодых актеров.
"Уловка-22" - это не традиционный военный сериал. И даже не сатира. Это отчаянный искренний бесконечно человечный антивоенный и антимилитаристский манифест. Понятно, почему эта история заинтересовала именно Клуни, одного из самых активных в политическом смысле голливудских актеров и режиссеров.
Армия в сериале Клуни - это прибежище мерзавцев, карьеристов и идиотов. Полковник Кэтхарт (его играет Кайл Чандлер) все время увеличивает количество боевых вылетов, потому что мечтает стать генералом. Несмотря на деланное сочувствие к летчикам, ему на них по большому счету наплевать. Майора де Коверли (Хью Лори) интересуют исключительно два вопроса: вкусно поесть и хорошо пожить.
Именно любовь майора к деликатесам использует жулик Мило, чтобы получить должность начальника столовой и начать выстраивать с помощью казенных самолетов и бесхребетного начальника свою собственную бизнес-империю: он использует самолеты военной части, чтобы доставать и продавать редкие деликатесы: итальянские помидоры и оливковое масло из Рима, краковскую колбасу из Кракова, бараньи ноги из Ирландии. Мило привлекает в свой бизнес все новых и новых участников, пока наконец на американский аэродром не садятся три немецких самолета с немецкими пилотами. На резонный вопрос "какого хера, Мило?" обаятельный жулик честно отвечает, что война войной, а кушать всем хочется.
Армия - это безумие, говорит нам наш протагонист Йо-Йо. Одна из лучших сцен сериала - история с повышением сержанта по имени Майор Майор Майор ("мой папа был большим шутником"). Из-за странного имени, заместитель командующего базой решил, что Майор действительно майор и оформил ему допуск на секретные военные совещания. Но Майор всего лишь сержант, не будем же мы сержанта к военной тайне допускать? Не будем, конечно. И Майор Майор Майор становится майором. История этого несчастного мальчика, который не понимает что ему делать, ничего не знает о военной службе и пребывает в состоянии постоянной паники - лучшая иллюстрация абсолютного институционального безумия, которое в сериале авторы еще немного и докручивают.
Но одна из самых необычных и подкупающих вещей в сериале - это главный герой. Йо-Йо не хочет воевать, он хочет жить. С одной стороны, для героев военных картин - это нормальное явление, но традиционно оно сопряжено с такими понятиями как долг или даже героизм. Эти вещи Йо-Йо не интересуют. Ему надоела война, он чувствует, что сходит с ума, он готов на всё, что угодно, только бы наконец вернуться домой, а не лезть в этот проклятый самолет и опять бомбить этих проклятых немцев. Можно, наверное, сказать, что Йо-Йо - трус и это будет отчасти верно, но лишь отчасти. Война Йо-Йо, настоящая война - это именно война с войной. Он пытается объяснить это своим боевым товарищам - я пытаюсь вас спасти, это безумие и ничем хорошим оно не кончится, но его не слушают.
И тогда он начинает действовать. Уговаривает медсестру положить его в госпиталь - просто, чтобы отдохнуть. Двигает отметку на карте, благодаря чему отменяется боевой вылет, устраивает в части массовое отравление и даже пытается сломать самолет. Всё, что угодно, только бы остаться в живых. Только бы кончилась его война.
"Уловка-22" - это радикальное антивоенное, антимилитаристское гуманистическое высказывание о том, что война - это преступление против человека. Человеку противоестественно носить форму, ходить строем (остроумная роль самого Джорджа Клуни в роли военного, который пытается летчиков научить ходить строем) и убивать людей. Во втором эпизоде есть блистательный диалог между американским офицером Клевинджером и Марчелло, хозяином итальянского борделя в исполнении блистательного Джанкарло Джаннини. Как бы между делом Марчелло замечает: войну выиграет Италия. Как же ты, взрывается Клевинджер, что ты несешь! Мы выгнали немцев, Америка - самая могущественная страна на земле, а американские солдаты - лучшие солдаты в мире!
Ну да, невозмутимо отвечает Марчелло. А Италия маленькая и слабая, наши солдаты - полное говно, но мы всё равно выиграем войну. Потому что ваша империя рухнет, это свойство всех империй, а мы - останемся. Со своим вином, своими красивыми женщинами, своей невероятной едой и размеренным образом жизни. Этот диалог - это вся идеология сериала в миниатюре. Урапатриотизм и война не вечны, вечна и важна только жизнь, наполненная маленькими радостями.
"Уловка-22" - выдающийся мини-сериал не только по своему месседжу. Он блистательно снят и сыгран и, что самое главное, в нем очень точно выдержан баланс между душераздирающей драмой войны, забирающей в случайном порядке обычных мальчишек, страхом всепоглощающего сумасшествия и очень остроумной и местами дико смешной сатирой. Обязательно стоит посмотреть.
Если этот текст вам понравился, подписывайтесь на мой канал "Запасаемся попкорном" - подробный гид обо всех сериалах, стоящих вашего внимания.