Подземный, наземный и надземный с линией в соседний город. Рассказываем, чем интересен метрополитен Роттердама.
Нидерландцы фактически отвоёвывали свои земли у природы – почти половина территории Нидерландов расположена ниже уровня моря. Этот факт сказался на том, что линии метро в Роттердаме по большей части проходят либо на эстакаде, либо по городским улицам - под землёй в здешних условиях строить тоннели крайне проблематично. Впрочем, центральная станция Роттердамского метрополитена “Beurs” всё-таки подземная и объединяет все пять линий.
Хотя с момента открытия метро в 1968 году и до 2009 года линий было всего две. В своё время они носили названия “Эразмуслейн” и “Каландлейн” в честь знаменитого учёного Эразма Роттердамского и инженера Питера Каланда, построившего судоходный канал Ньиве-Ватервег. Без этого искусственного “водоёма” Роттердам мог потерять статус одного из крупнейших морских портов Европы и мира. Но вернёмся к метро.
В 2009 году “Эразмуслейн” и “Каландлейн” разделили на пять самостоятельных линий с алфавитными обозначениями A, B, C, D и E. Число станций Роттердамского метро при этом в последние годы не меняется, всего их 62. Возможно, не самое внушительное количество, зато линия Е связывает Роттердам с соседним городом Гаага, а это уже повод восхищаться практичностью нидерландских метростроителей.
С понедельника по субботу метрополитен работает с 5:30 до 00:15, а в воскресенье поезда выходят на линию позже - в 07:30. Однако график может изменяться из-за городских праздников и технических работ. Стоимость одной поездки - около 100 рублей. Есть также проездные на час, туристические билеты и именные абонементы, которыми, как правило, пользуются местные жители. Вся информация о режиме работы станций и тарифах на проезд доступна на сайте RET или в официальном приложении транспортного оператора. К слову, государственная компания Rotterdamse Elektrische Tram, или RET, обслуживающая метро, изначально отвечала только за эксплуатацию трамвая - первый общественный транспорт Роттердама. Первый, но не главный.
За статус “главного транспорта” Роттердама запросто поспорят метро, трамвай и велосипед. Для тех пассажиров, кто совмещает двухколёсный транспорт с общественным предусмотрена вся необходимая инфраструктура, распространяющаяся в том числе и на маломобильных пассажиров. Лифты, эскалаторы, специальные подъёмники, специально отведённые места в вагонах - Роттердамский метрополитен не просто практичен, но и максимально “дружелюбен” ко всем пассажирам. Провезти здесь велосипед можно бесплатно, правда, исключительно в непиковое время. По будням с девяти утра до четырёх часов дня и после половины седьмого, на выходных - без ограничений. А вот на роликах и скейтах вход в метро строго закрыт, всё для безопасности пассажиров!
И, конечно, у Роттердамского метро есть и другие особенности.
- В метро Роттердама категорически запрещено курить. Штраф за вредную для организма шалость - 90 евро.
- Метрополитен трижды пересекает рукава Рейна подземными тоннелями.
- Можно бесплатно провезти собаку на поводке, в наморднике или переноске в зависимости от размеров животного. Но обустраиваться на сидениях лучшим друзьям человека запрещено.
- Также запрещено закидывать ноги на сидения, мусорить, есть и пить в вагонах. Роттердам претендует на сохранение высокой культуры пассажирских перевозок.
- Культуру метрополитена дополнительно представляют архитектура и дизайн станций. В основном - современные, но кое-где сохранились аутентичные мотивы. Например, на станции Delfshaven в исторической части города путевые стены раскрашены под делфтский фарфор, тот самый сине-белый фарфор, напоминающий пассажирам о “Золотом веке” нидерландского гончарного мастерства.
- Главные достопримечательности Роттердама - центральный вокзал, Кубические дома и мост Эразма - находятся в пешей доступности от центральной станции метро “Beurs”.