Тут меня недавно упрекнули в том, что я не хвалю отечественные фильмы. Ну что ж, пожалуйста. Буквально вчера еще раз посмотрела замечательный фильм из числа "последних советских". Через год картина отметит свое 30-летие.
Режиссер Алексей Коренев собрал на съемочной площадке великолепный актерский ансамбль из звезд советского кинематографа, каждая из них - обладатель неповторимой харизмы: Николай Караченцов, Юрий Яковлев, Иннокентий Смоктуновский, Вениамин Смехов, Ирина Шмелева, Елена Коренева, Сергей Мигицко. Кстати говоря, это и есть весь актерский состав. В фильме задействованы всего 7 актеров.
Пересказывать сюжет невозможно, этот фильм надо смотреть своими глазами, чтобы понять и уловить все грани тонкого юмора, эмоций, взаимоотношений. В основе сценария - одноименная пьеса Робера Тома. Кстати, по пьесе этого писателя снят еще один блистательный комедийный фильм: "Ищите женщину" с Софико Чиаурели и Сергеем Юрским в главных ролях.
Фильм снимали в Ялте на чьей-то даче. По советским временам довольно богатой: там тебе и камин в стиле шале, и фонтанчик для питья, и крыша из настоящей черепицы, и натуральный камень в отделке, и радиотелефон, и куча бутылок из-под алкоголя с иностранными этикетками. В общем, полный комплект, отображающий видение "заграницы" советским человеком.
Пьеса Робера Тома это фарс, поэтому иногда может показаться, что актеры малость переигрывают, что персонажи не видят очевидного и иногда откровенно тупят. Но ведь это комедия, а не драма. Игра, забава, насмешка. И на мой взгляд, актеры сами изрядно развлекались в процессе съемок, от чего получали удовольствие.
Вениамин Смехов просто восхитителен в роли лже-кюре. Некоторые отмечают его сходство с Лиамом Нисоном. Ну не знаю, не знаю. Я этого не вижу.
Рядом со Смеховым на фото выше стоит Ирина Шмелева. Несмотря на богатую фильмографию, сейчас о ней мало кто помнит, а ведь она снялась в таких фильмах как "Битва за Москву", "Искренне ваш", "Кин-дза-дза", "Где находится нофелет" и еще трех десятках других. Кстати, Ирина из первых советских актрис, которые разделись на экране. Именно в этом фильме она предстала перед зрителями в обнаженном виде и не со спины и не в ванной в пене.
Беззубый Смоктуновский - полный отпад. По воспоминаниям участников съемок, Иннокентий Михайлович сам разработал образ "вольного художника" папаши Мерлуша и идея сниматься без зубного протеза тоже принадлежала ему. Ну что ж, великий Смоктуновский попал в точку - образ интеллигентного бомжа, на мой взгляд, затмевает все остальные образы, несмотря на то, что папаша Мерлуш появляется в кадре максимум на 10 минут и произносит не более 30 фраз. Он настолько органичен, настолько правдоподобен, настолько настоящ, то понимаешь - остальные играют, а он - живет.
Фильм идет полтора часа и очень понравится тем, кто ценит остроумные легкие комедии, не грузящие излишней философией. Ну и да - все тайное становится явным. Помните об этом. )