Вильгельм Хозенфельд вступил в ряды НСДАП в 1935 году. В 39-м он был призван в армию и отправился в Польшу, где сначала строил бараки для военнопленных. Затем служил в Варшаве. В 1944 году произошла встреча, которая не смогла изменить его судьбу, но помогла сохранить имя... остаться Человеком.
В одном из полуразрушенных зданий он случайно наткнулся на Владислава Шпильмана, который скрывался там после жесткого подавления нацистами восстания в Варшавском гетто:
– Делайте, что хотите, я не уйду.
– Я не собираюсь делать ничего плохого! Кто Вы?
– Я – пианист...
– Сыграйте что-нибудь.
Дружба началась с ноктюрна Шопена. Потом Хозенфельд приносил Шпильману одежду и еду. Оказалось, что таким образом он спас почти полтора десятка евреев. Сохранились несколько его записей:
По поводу погромов в Варшаве. "Мы навсегда прокляты. Мы не заслуживаем прощения. Мы - соучастники".
Из письма жене: «Я пытаюсь спасти тех, кого могу…»
Хозенфельд попал в плен в январе 1945 года. Его приговорили к 25 годам заключения за военные преступления. В 1952 году после 4 инсультов он умер от разрыва аорты в лагере под Сталинградом. Все это время спасенные им люди пытались как-то помочь немцу, а после смерти - реабилитировать. Удалось это только после выхода в прокат фильма Полански "Пианист" в 2003 году. В 2009-м мемориал жертв Холокоста Яд Вашем признал Вильгельма Хозенфельда Праведником народов мира.
Понравилась история? Поддержи нас! Ставь палец вверх и подпишись здесь.