«Потенциал „мягкой“ силы» системы высшего образования в культурном сближении России и стран Центральной Азии: региональный аспект" — исследование на эту тему при содействии Российского фонда фундаментальных исследований начала завкафедрой интегрированных маркетинговых коммуникаций и брендинга Уральского федерального университета (УрФУ, Екатеринбург), кандидат социологических наук Галина Савчук.
Выбор географии исследования закономерен: по данным Федеральной службы государственной статистики, в 2017 году доля уроженцев стран Центральной Азии в государственных вузах России составила 56 % всех иностранных студентов, в негосударственных вузах — 63 %.
Объект внимания ученого — студенты-среднеазиаты крупнейших екатеринбургских вузов с наибольшим числом обучающихся из стран Центральной Азии — УрФУ, экономического, педагогического и горного университетов.
«Студенты отличаются повышенной мобильностью, общительностью, нацелены на получение образования, на приобщение к научным знаниям как универсальной ценности модернизации, прогресса. Они наиболее гибки с точки зрения усвоения паттернов поведения, принятых на той территории, куда они приезжают. На примере Екатеринбурга я исследую, как они адаптируются и меняются в российских городах, с какими трудностями сталкиваются, как преодолевают их, взаимодействуя и общаясь с коренными жителями и другими приезжими — в ходе учебы, научной работы, во внеучебной жизни: в общежитиях, на культурных, спортивных мероприятиях», — рассказывает Галина Савчук.
Отдельный научный интерес представляет то, как в результате взаимодействия меняется принимающее сообщество — его представления об иностранных студентах, о тех странах, откуда они приехали.
Новизна научного подхода заключается, во-первых, в том, что в качестве источника информации служат современные коммуникационные технологии — аккаунты студентов в социальных сетях. Ведь соцсети — наиболее привычные молодежи и востребованные ею площадки общения.
«Кроме того, в дополнение к мониторингу открытой информации из аккаунтов будет использован метод глубинных интервью со студентами и выпускниками из стран Центральной Азии — и с теми, кто вернулся на родину, и с теми, кто остался. По неофициальным данным, в России остаются около половины выпускников российских вузов из Казахстана, около трети — из Киргизии, из остальных стран Центральной Азии — значительно меньше, но такие случаи есть», — объясняет исследователь из УрФУ.
Во-вторых, ученый рассматривает социальные сети и особенности общения и кооперации в них студентов отечественных вузов как практический механизм российской soft power. То есть «мягкой силы» — такого влияния, которое может использовать современные коммуникационные технологии для распространения сведений о стране, привлечения новых потоков студентов и абитуриентов, а также для их сближения, взаимной интеграции. Причем не директивно, не принудительно, посредством формальных процедур, а исходя из насущных интересов и потребностей молодых людей, деликатно вовлекая их в местные культурные, социальные процессы.
В-третьих, в отличие от существующих отечественных и зарубежных теоретических разработок на те же темы, ставится задача выявления наиболее эффективных коммуникативных технологий, которые формируют «мягкую силу» России.
В настоящее время проводятся «пилотные» интервью — для тестирования методики и ее доработки. В целом исследования займут два года и будут полезны не только вузам, но и государственным структурам, осуществляющим миграционную политику.
«Обращая на себя внимание иностранных студентов, университеты, как правило, выполняют прагматические задачи привлечения новых учащихся. И это удается: с советской поры российское высшее образование имеет хорошую репутацию в странах Центральной Азии. Решение данных задач, бесспорно, важно, так как на центральноазиатских рынках образовательных услуг Россия конкурирует с Турцией, Китаем, Южной Кореей, Японией. В соседнем Казахстане уроженцы среднеазиатских республик составляют более 40 % всех иностранных студентов, — комментирует Савчук.
Учитывая, что выпускники могут не только вернуться в родную страну, но и уехать работать в любую другую страну мира, а также выступать там «проводниками» России, ее ценностей, получается, уверена ученый, что вузы решают и более широкие социальные задачи. Отправляясь в другие страны после завершения обучения, выпускники-иностранцы распространяют отношение к России и таким образом способствуют укреплению глобального положительного имиджа страны.
— Популярная наука: Ученые против мифов
УрФУ — участник Проекта 5-100, ключевым результатом которого должно стать появление в России к 2020-му году современных университетов-лидеров с эффективной структурой управления и международной академической репутацией, способных задавать тенденции развития мирового высшего образования.