Найти тему
Irina Nikolaevskaya

Не учите детей насилию

Немного экскурса в историю. В начале 60-х годов американский психолог Альберт Бандура провел серию экспериментов, предметом которых было научение посредством наблюдения. А именно, деток учили агрессии.

Школьников разделили на несколько групп. В каждую группу был добавлен подсадной участник. В контрольной группе "подсадной" мирно играл с надувной куклой Бобо.
В остальных вариациях на глазах у младших школьников подсадной участник эксперимента колотил куклу Бобо, которая была размером с настоящего ребёнка.
В первой модификации взрослые поощряли жестокую игру подсадного, угощая его конфетами.
Во второй, они крепко его ругали и даже шлепали. В третьем варианте за избиением куклы не следовало ни наказание, ни награда.

➡️В ходе экспериментов Бандуры дети получали информацию о том, какими способами можно проявлять агрессию к предложенной мишени - кукле Бобо.

Также они узнали к каким последствиям могут привести выученные действия.
⏺️ Если поведение модели поощрялось, дети узнавали, что отлупив Бобо в этой конкретной обстановке, можно получить вознаграждение.
⏺️Если действия подсадного участника наказывались, однако сам он получал очевидное удовольствие от жестокой игры, дети уясняли для себя, что бить Бобо здесь и сейчас нельзя. Однако, насилие можно осуществить в другой ситуации, когда ребенок почувствует себя в безопасности и сможет получить такое же удовольствие от игры, как и подсадной актер.
⏺️Если же действия подсадного не были явно одобрены, однако и не последовало санкций, а сам он получал удовольствие от процесса, дети узнавали, что избиение Бобо в данных условиях является допустимым и приятным развлечением.
То есть, во всех трёх случаях обучение агрессии было успешным. Однако варьировались условия ее проявления.

Мне кажется, это всё, что нужно знать для принятия решения, что давать смотреть детям, допустимо ли применять физическое насилие, устраивать конфликты при детях.