Удивительно, но недавний опрос ВЦИОМ в честь 30-летия начала I съезда народных депутатов СССР, показал, что народ помнит эту эпичную говорильню. По крайней мере 57% опрошенных про это событие в курсе. А если и не помнит, так как в то время его не было в проекте, то активно интересуется.
Что это было?
Вообще, тогда это было как ток-шоу. Политическое. Сначала было ново и интересно. На трибуны выходили популярные люди и обличали, обличали и обличали. Все несправедливости, гонения, предательства и все прочее, про что недавно написали газеты «Комсомольская правда», «Аргументы и факты» и журнал «Огонек».
Вообще, строго говоря, это был высший орган Советской власти. Что не мешало государству обходиться без него аж до майских дней 1989 года. А до этого как-то обходились съездами ВКП(б), потом КПСС. И каждый такой съезд был обязательно эпохальным и историческим, пока не стало понятно, что надо что-то менять.
Тут как раз пришла перестройка, гласность и демократия. Так как разрешили говорить почти все, то было решено собрать этот съезд и на нем говорили все.
Сейчас во всяких Госдумах настолько разношерстных компаний больше не собирают. Потому что это было, конечно, шикарное сборище, в котором нашлось место для «крепких хозяйственников», партийных боссов из КПСС, «народных избранников», назначенных «собраниями коллективов», то есть выбранных по приказу, а также реальные народные любимцы. Первым среди таких, не кривитесь, был Ельцин Борис Николаевич, победивший на выборах,директора ЗИЛа Бракова. А еще были кооператоры, прорабы перестройки и прочие публицисты.
Эта удивительная компания должна была решить судьбу страны, которая уже начала катиться под откос на своем пути в никуда. И да. Эти люди на самом деле были «Мы здесь власть». Но вместо того, чтобы остановить падение и сделать что-то, что спасет страну, вся компания лучших людей страны начала увлеченно говорить.
И все это показывали по телевизору. В прямом эфире. Сначала это смотрели все, потому что это было так удивительно. Под конец не смотрел никто, потому что достала пустая говорильня без реальных дел, в условиях стремительно пустеющих магазинных полок.
А на съезде говорили.
Долго и много.
По одному и хором.
Красочным литературным и обычным народным языком.
С трибуны в микрофон и без него. В курилках и коридорах.
По регламенту и без регламента.
Неравнодушно и с криками с мест. С патетикой и скромностью.
В прямом эфире и в записанных интервью.
Говорили и говорили, говорили и говорили.
А караул все не уставал и не уставал, слушая, как разоблачают клятый совок, проклинают Сталина и не только Сталина, легализуют решения, разрушающие государственные основы вроде осуждения советско-германского договора о ненападении и показательной порки генерала Родионова за то, что тот посмел усмирить разошедшейся Тбилиси.
Это был уникальный в своем роде балаган, который на самом деле сам по себе не был ни преступлением, ни ошибкой. Преступления совершали в другом месте, пока балаган работал на потеху публики.
Это было такое время, когда созвать подобный съезд было необходимо. Раз страну решили пустить под откос, это надо было сделать именно так, с ток-шоу в виде съезда по телевизору и уверенному развалу страны под его увлекательный шум.
Увы, потом многие «не впишутся в рынок». А тогда все ждали перемен. Которые оказалась совсем не такие, как обещали наивным зрителям того Первого съезда.
----------
Если есть интерес к моим статьям, то приглашаю подписаться на мой канал и нажать палец вверх. Вы потратите немного времени, а мне будет