Найти тему
А мы и не знали

Непоследний день Помпеи

Оглавление

В I веке, сообщает история, извержение Везувия засыпало многометровым слоем пепла античные города Геркуланум и Помпеи. А обнаружили погибшие в I веке города аж через полторы тысячи лет! Но Помпеи – не древнеримский, а средневековый город, погибший в 1631 году. И вы сейчас в этом убедитесь.

Парадоксы науки истории

Художественным воплощением представлений истории о страшном извержении Везувия стала картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи». А литературно она отражена Плинием-младшим: он в письме Тациту сообщил, что в ходе вулканической катастрофы погиб его дядя, адмирал Плиний-старший, пытавшийся организовать спасение людей.

Однако если вникнуть в эту историю глубже, то выяснятся интересные факты.

Во-первых, сохранился рассказ Светония, что Плиний-старший погиб при извержении Этны, а не Везувия, и якобы там же похоронен. Во-вторых, письма Плиния-младшего о гибели дяди известны только с XIV века, подлинников их нет, но даже и в копиях не упомянуты ни Помпеи, ни Геркуланум. В-третьих, найдя письма Плиния, учёные несколько столетий спорили, когда же произошло событие. Год высчитали, исходя из дат жизни персонажей, упомянутых в письмах, лишь в XVII столетии, когда сами же учёные рассчитали эти даты и создали хронологию Древнего Мира. С месяцем было ещё хуже: называли август, сентябрь, октябрь и ноябрь. Лишь 17-й том энциклопедии Дидро, вышедший в 1765 году, окончательно закрепил дату: 24 августа 79 года.

Если вдуматься, перед нами всего лишь расчётная дата гибели Плиния-старшего при одном из извержений вулканов Этна или Везувий, которые «бушевали» не так уж и редко. Даже если дата извержения верна, совсем непонятно, на каком основании сделан вывод, что город Помпеи, раскопки которых велись возле Везувия с середины XVIII века, погиб в той самой катастрофе 79 года, и пропадал в безвестности под слоем пепла с тех пор.

Ещё до начала раскопок местные жители знали, что там было поселение: они называли помпейский холм «La Civita», то есть «городище». Странно, если они хранили память о гибели города полторы тысячи лет! Но логично, если он погиб за сто с небольшим лет до них. И оказывается, действительно: самое страшное извержение Везувия произошло за 117 лет до начала раскопок, 16 декабря 1631 года!

В тот день пепел и вулканические бомбы засыпали окрестности, затем их залили лахары (вулканическая грязь) и так называемые «пирокластические потоки». 18 декабря извержение сошло на нет и 19 декабря, так же, как описано у Плиния, флот эвакуировал живых. Но не забыли и мёртвых. В память о них в 15 км от Неаполя, на фасаде виллы Фараоне Меннела по сию пору висят каменные пластины с латинской записью, что в результате извержения Везувия в 1631 году сожжены и разрушены города: Помпеи, Геркуланум, Оттавиано, Ресина и Портичи.

-2

Эпитафия хорошо известна, её приводили в своих книгах авторы XVII-XVIII столетий. Но она с тех пор никого не интересовала! Впрочем, это и не удивительно. Когда на раскопках создалась целая туристическая индустрия, история Помпей сама превратилась в «слепок прошлого», в художественную картину, которую нельзя критиковать, а только любоваться и восхищаться. И платить за посещение.

Канал Доменико Фонтаны

Слава открывателя Помпей ныне приписана архитектору Доменико Фонтáна. Оный деятель родился в Швейцарии, учился в Риме; папа Сикст V назначил его главным архитектором папской курии, а когда папа умер, Фонтана перебрался в Неаполь.

-3

В 1592 году Фонтана по заданию Муцио Туттавиллы, графа Сарно, занялся сооружением канала от одного из источников реки Сарно к городу Торре Аннунциата, для водяного привода мукомольных мельниц. Это абсолютно достоверно. А вот дальше начинается миф: сообщают, будто, сооружая подземный туннель под одним из холмов, строитель обнаружил часть городской стены древнеримского города Помпеи.

Однако историки долго путались, называя одно и то же поселение то Торре Аннунциата, то Помпеи. Похоже на именование одного и того же города то Ленинградом, то Санкт-Петербургом. Кстати, окончательно Помпеями раскопанный город историки стали называть только с 1763 года, поскольку были найдены объекты с такой надписью у каждых ворот.

А нынешняя Торре Аннунциата построена недалеко от раскопанного города на новом, отступившем в море берегу залива, лишь после извержения 1631 года, уже в бурбонский период.

-4

Куда вёл свой канал архитектор Фонтана? В Помпеи, которые он знал под названием Торре Аннунциата. Даже специально сделал разворот по трассе, чтобы ввести воду в город. Однако название «Помпеи» ему неизвестно. Он вёл дневник работ, но в писаниях его нет упоминаний о каком-то «найденном» им городе, и «древнюю стену» ломать не пришлось по одной простой причине: канал – двухметрового сечения! – он завёл в город под воротами и дальше прокладывал под улицами, с минимальными нарушениями городской инфраструктуры.

Такое возможно, если стройку ведут открытым способом в живом городе. А если бы водовод строили в мёртвом городе, зачем было заботиться об удобствах жителей?

Строительный материал, применявшийся при возведении водовода (стены канала выложены из камня, изнутри тщательно оштукатурены) полностью идентичен строительному материалу самого города.

-5

Если бы Фонтана вёл тоннель сквозь помпейский холм вслепую, то не только неизбежно проходил бы дома насквозь, но и вынужден был для вентиляции выводить колодцы – высоченные, как пароходные трубы – до самой вершины холма, поскольку в вулканических отложениях всегда много ядовитых газов. Но таких труб нет. Всё, что есть – это небольшие наклонные выходы со ступеньками, выводящими прямо на тротуары города; наиболее глубокие закрыты «древнеримскими» каменными решётками. Во дворах же вертикальные каменные колодцы были выведены на высоту в полметра, для удобства водозабора жителями.

-6

В XVIII веке Франческо Пиранези сделал гравюру откопанного храма Изиды (название придумали историки), с колодцем, спускающимся именно к этому водоводу. На гравюре видно, что колодец вверху имеет боковые скосы, закрытые крышками­-створками. Внутрь с любопытством заглядывают люди.

В XIX веке, сообразив, что колодцы вызывают слишком много неудобных вопросов, сотрудники помпейского города-музея срезали у них всех надземную часть. Так сказать, отреставрировали «до нуля». Впрочем, на одной из «древних фресок» можно разглядеть нечто, напоминающее колодец водовода, построенного Доменико Фонтаной. Если это действительно так, мы имеем прекрасный пример «перекрёстной ссылки»: архитектор XVI века ведёт канал в древнем городе, древние жители наблюдают его работу, а затем их современник, житель вроде бы I века, запечатлевает это действо на фреске…

После извержения 1631 года строители почти пятнадцать лет восстанавливали канал, и прорыли русло до новой Торре Аннунциаты. С 1654 года вода крутила там колёса мельниц пороховой фабрики, переведённой сюда из Неаполя, а позже – до 1960-х (когда канал окончательно пришёл в негодность) – воду из него разбирали крестьяне для орошения полей.

Обретение Помпей

Зимой 1748 года военный инженер Рокко Хоакин де Алькубиерре проверял состояние канала, подающего воду из верховьев реки Сарно на пороховую фабрику в Торре Аннунциате. Один из участков водовода был подземным и проходил под холмом, заросшим виноградниками и оливковыми деревьями. Из рассказов местных жителей он узнал, что холм хранит в себе какой-то погребённый Везувием город.

Алькубиерре обратился к неаполитанскому королю Карлу III с просьбой разрешить ему произвести раскопки (до этого он раскапывал Геркуланум). Разрешение было дано, и 23 марта 1748 года Алькубиерре с отрядом из 24-х работников, половина из которых были каторжниками, приступил к делу. И он сам, и работавший с ним неаполитанский аббат Марторелли не были профессиональными археологами, а впрочем, их тогда ещё вообще не было. Оба полагали, что откапывают древний город Стабии, а о датировке извержения, может, и вообще не задумывались.

Помпеи за свою историю могли погибать и возрождаться неоднократно. До колоссального извержения 1631 года было не менее одиннадцати извержений Везувия (немало их случалось и потом; последнее – в 1944 году), а ведь бывали и просто землетрясения без извержений. Возможно, после какого-то из них город влачил жалкое существование, пока его в декабре 1631 года окончательно не погубило извержение. Это может объяснить отсутствие ценностей и вообще дорогих предметов и оружия. Этим же объясняется и то, что, хотя Помпеи были многоэтажным городом, остатков верхних этажей, которые должны были бы при обрушении создать кучи строительного мусора, нет. Их, скорее всего, растащили на стройматериалы ещё до финальной катастрофы.

Средневековые Помпеи

Все фрески и мозаики в Помпеях имеют вполне средневековый вид. Даже путеводители для туристов отмечают несоответствие помпейских артефактов I веку н.э.: по композиции, колориту, стилю они поразительно похожи на работы мастеров Возрождения.

-7

Для примера, помпейская фреска «Три грации» даже в деталях совпадает с картинами Рафаэля и других современных ему художников, выполненными на ту же тему. Мозаика, изображающая битву Александра Македонского с персидским царём Дарием (название придумали сами учёные) по композиции – почти один в один с картиной Пьетро да Кортона (Береттини) 1645 года со сходным сюжетом, а по исполнению сравнима с первоклассными произведениями Рафаэля и Джулио-Романо.

Фреска на стене жертвенника в «доме Эфеба» показывает ананасы и лимоны. Но лимон и апельсин родом из Китая, они попали в Европу только в XI веке, а ананасы стали завозить из Америки не ранее, чем оную Америку открыл Колумб, что произошло в 1492 году. Из граффити, рисунков на стенах, тоже «выпирает» средневековье: то палач в капюшоне, то рыцарь в шлеме с забралом. На фресках не редкость шпаги и сабли, совсем непохожие на короткие римские мечи-кинжалы.

-8

Помпейские инструменты неотличимы по форме и технике исполнения от средневековых. Уголок с идеально прямым углом, циркули, пинцеты, зубоврачебные инструменты, скальпели... Некоторые инструменты, как, например, гинекологический прибор, имеет винт и, самое главное, гайку, чего до XVI века делать еще не умели.

Найдено множество водопроводных кранов практически современной конструкции, из трёх частей: корпуса, втулки со сквозным отверстием и притёртого к ней запорного цилиндрического вентиля. Найдены солнечные часы, разделённые на «равномерные часы», а это прибор, создание которого было трудной задачей даже в позднее средневековье.

Было в Помпеях железо, много железа. В первых журналах раскопок можно встретить даже уточнения: «сделано из стали»! А железные подсвечники?! Из железа делали замки, дверные петли и ручки, засовы и задвижки. А бронза шла на изготовление предметов быта и посуды.

Есть сообщения, что обнаружены два превосходных тромбона, выкованных из бронзы и с золотыми мундштуками. Однако изогнутые трубы с подвижной кулисой известны только с IX столетия, а подлинный тромбон появился лишь в XIV веке в Испании. Процесс изготовления тонкостенного духового инструмента, его раструба, кулисы, гнутьё трубок невозможны не только без соответствующего уровня развития технологии, но и без определенной инструментально-станочной базы.

Помпейского стекла самых разных оттенков: и абсолютно прозрачных тонкостенных изделий, и флакончиков для духов обнаружено довольно много. Такие же поделки можно видеть изображёнными на фресках. А ведь сохранившиеся стеклянные изделия первого тысячелетия, найденные в других местах, прозрачностью не отличаются! Что и понятно, ведь первое прозрачное стекло получил Анджело Баровир на венецианском острове стеклодувов Мурано в середине XV века. Секрет его производства берегли в Венеции от конкурентов, как зеницу ока.

-9

В Европе первые оконные стёкла из мутного, так называемого лунного стекла делали для церковных окон с 1330 года примитивным методом «центифугирования на палке», а первое оконное стекло методом вальцевания произвели в 1688-м в Сан-Гобене. Однако в Геркулануме и Помпеях найдены оконные стёкла, мало, что стандартного размера, но и абсолютно равномерные по толщине!

Помпейские кресты

Храмам Помпей историки дали «античные» названия: храм Юпитера, храм Изиды, Веспасиана, Ларов. Но поскольку было решено, что город погиб через 46 лет после распятия Христа, постольку возникло желание найти здесь что-нибудь христианское.

-10

Однако на древнюю церковь – без крестов, хоть и крестовокупольную (постройка в плане представляет собой равносторонний крест) – очень обожжённую, стоящую метрах в пятистах к северу от крепостных стен, учёные внимания не обратили. С виду византийского стиля, стоит она заброшенная; нет её в путеводителях для туристов. И понятно, почему: в средневековье она здесь была бы к месту (подобных ей немало стоит на юге Италии и на Сицилии с XI-XII веков), но в древнеримском городе – нет.

Стали искать «правильные» артефакты, и нашли кресты, на свою голову. И рисунки есть, и мозаики; даже керамическая лампа с рельефным изображением креста есть. На одной из фресок виллы Агриппы Постума в глубине пейзажа отчетливо видно строение с крестом на фронтоне. В Геркулануме нашли следы распятия, некогда висевшего на стене дома, и там же мозаику на полу с явно христианскими крестами.

Найдены и христограммы (☧, христианская символическая монограмма: переплетение греческих букв Хи и Ро). Первую обнаружили в доме Венеры в 1952 году на амфоре, с тех пор таких обнаружено более тридцати.

Но сейчас их особо не выпячивают. Дело в том, что и крест, и христограмма стали символами новой веры отнюдь не в I, не во II и даже не в III веке. Очень долго преобладало мнение, что Иисуса казнили не на кресте, а на столбе. Даже когда богословы склонились в пользу креста, как он мог бы стать почитаемым символом? Крест был ужасным орудием казни. В те века христианину ходить с крестом и рисовать его всюду – было бы примерно то же, как если бы русские сторонники конституции в 1870-х годах в память о повешенных 46 лет назад декабристах поклонялись бы виселице.

Чтобы крест стал объектом поклонения, понадобилось появление особой легенды, будто Бог передал на землю отросток того райского древа, с которого вкусили плодов Адам и Ева, и здесь из него выросло древо для креста, и т.д. А легенда родилась не ранее V века, а к концу VI века богословы Европы художественно «подвесили» Иисуса на изображение креста.

-11

А художники Восточной Римской империи изобрели христограмму, и полюбили украшать её завитками, вроде букв Альфа и Омега, намекая на строку из Апокалипсиса Иоанна Златоуста: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец». Использовали и другие греческие буквы. Христограмма же Хи-Ро стала «модной» в IV столетии. И вот, в Помпеях туристы после сильного ливня нашли между камнями мостовой монеты Константина Великого, правившего как раз в IV веке, с Хи-Ро вместо «орла». Это был скандал, ведь обнаружение крестов и христограмм в Помпеях и Геркулануме ставило крест на версии о гибели этих городов в I веке.

Но музейные работники замяли и этот скандал…

***

PS. Статью, которую вы прочитали, я писал несколько лет назад в тесном контакте с Андреасом Чуриловым, собравшим огромный массив информации о судьбе Помпеи. (Результаты его исследований см. на www.tschurilow.de). Учёный не только исследовал, он пытался воздействовать на дирекцию музейного комплекса. Эти его усилия не увенчались успехом.

Он однажды лично отвёз заместителя директора к вилле Фараоне Меннела, на стене которой установлена памятная плита с датой реального разрушения в 1631 году городов Помпеи, Геркуланум, Оттавиано, Ресина и Портичи. Директор был потрясён! – он ничего об этом не знал. И… предпочёл тут же забыть.

Андреас указал сотрудникам на изображения ананасов и лимонов в «доме Эфеба», которых не может быть, если город погиб в I веке. Как раз накануне помпейские музейные служители отреставрировали фреску с ананасом. Но услышав Чурилова, они… закрыли здание с крамольным изображением на амбарный замок. И в Национальном археологическом музее в Неаполе коллекция помпейских фресок экзотических фруктов типа апельсинов и ананасов исчезла из открытой экспозиции.

Колодец у храма Изиды, слишком известный, чтобы его сносить, спрятали за рекламными щитами.

А теперь некому искать истину. Андреас Чурилов умер 22 октября 2013 года…

Дмитрий КАЛЮЖНЫЙ.