Найти в Дзене
самолеты и не только

Где в России построить аэропорт - HUB (узловой аэропорт).

Оглавление

Периодически в СМИ появляется информация, что в том или ином месте России рассматривается возможность постройки или приспособления уже имеющегося аэропорта под узловой. В Европе и США давно практикуют такие схемы аэропортов, в которых для пассажиров организована транзитная зона где осуществляется ожидание и посадка на следующий рейс. Такая схема удобна в первую очередь для полётов из небольших городов в крупные мегаполисы, где невозможно организовать прямой рейс по причине низкой загруженности, для примера это Московский Шереметьево, Домодедово или Внуково, куда "стекаются" потоки авиарейсов со всех городов страны, а уже дальше пассажиры могут продолжить свой полёт в крупные города России, но как правило в 90% случаях, это заграничные пункты назначения.

Но есть и более выгодная позиция воздушных гаваней, когда в аэропорт можно привлечь пассажиров не только из малонаселённых регионов своей страны, но так же и из других стран. Первоочередным условием для такого аэропорта является его географическое положение, например на половины пути из Азии в страны Северной Америки.

Перрон Амстердамского аэропорта "Схипхол"
Перрон Амстердамского аэропорта "Схипхол"

Если рассматривать Европу, то там доминирующими аэропортами обладающими статусом "узловой" являются Схипхол (Амстердам), Шарль де Голь (Париж) и Франкфурт на Майне. В каждой из этих воздушных гаваней базируется флагманская авиакомпания страны, для которой свой порт является неким центром откуда разветвляется вся маршрутная сеть. Многие Россияне и граждане бывших союзных республик используют Европейские "хабы" для полётов в Северную или Южную Америку. Хотя уже и нет необходимости делать промежуточную посадку, например в том же Амстердаме или Париже, что бы из Москвы добраться в Мехико или Рио де Жанейро, лайнеры типа Boeing 777, 787 или Airbus 340, 350,380 выполнят на отлично такой беспосадочный полёт, но по причине низкой загрузке на таких линиях прямых сообщений в этом направлении из России нет.

Аэропорт Франкфурт на Майне
Аэропорт Франкфурт на Майне

Для полётов из Европы в южные страны Африки (Кения, ЮАР) или Азии (Индонезия, Филиппины), подойдет любой аэропорт стран ОАЭ, или например новая воздушная гавань Стамбула. Ну а если необходимо добраться до Австралии и Океании, то это Бангкок или Сингапур.

Новый аэропорт Стамбула
Новый аэропорт Стамбула

Давайте разберемся, где в России можно найти наиболее географически выгодное место для узлового аэропорта мирового уровня. После Олимпийских игр 2014 года в Сочи, именно этот аэропорт планировали перестроить под узловой, но сразу возник вопрос - куда, а главное кто будет через него летать. Вроде бы он и находится на пути из Европы в Азию, но какая авиакомпания станет главной для этой воздушной гавани? Или наш Российский флагман "Аэрофлот" будет гонять на треть, а то и меньше заполненные самолёты в Европу, что бы граждан этих стран потом пересадить в Сочи на аналогично заполненный борт и доставить например в Таиланд - это ведь чистый убыток для компаний! Да и в Европе полно даже не премиальных авиакомпаний которые совершают прямые беспосадочные рейсы в страны Юго - Восточной Азии и Африки.

Аэропорт Сочи (Адлер)
Аэропорт Сочи (Адлер)

После ЧМ 2018 по футболу, все СМИ "жужжали" о самом новом, красивом и функциональном аэропорте "Платов" замечательного города Ростов на Дону, и что непременно именно здесь будет первый в России узловой аэропорт. Бесспорно аэропорт новый, возможно функциональный, но по своим размерам, он мягко говоря не дотягивает не то что до "хаба", но даже во многих провинциальных Европейских городах аэропорты больше! Да и опять же, он не так далеко расположен от того же Сочи, а это всё тот же вопрос куда будем летать, а главное кто?

Слышал как то неплохую вроде на первый взгляд идею построить узловой аэропорт в Красноярске и не на базе старого "Емельяново", а создать новый транспортный узел с нуля. Да, неплохая перевалка на пути из Европы в Азию, но возвращаясь к эксплуатации дальнемагистральных Boeing и Airbus, этот вариант годится только грузовых рейсов, так как дальность полета у них на порядок меньше чем у пассажирских, и в пути необходима дозаправка, да и серьёзный терминальный комплекс для этого не нужен.

Вот и получается, что вроде бы мысль не плохая, а реализовать её в такой огромной стране негде, в ввиду определённого географического положения. Во времена Советского Союза, когда на мировые воздушные линии вышли Boeing 747, многие Европейские авиакомпании, подписали договор с СССР о совместном использовании воздушного пространства Союза, для полетов в Китай, Японию, и страны ЮВА, основным условием от СССР была обязательная посадка в аэропорту Шереметьево, с дозаправкой воздушного судна, а так же Аэрофлот имел право продавать билеты на эти рейсы.

После развала СССР все Европейские, Китайские, Японские, и самолеты стран ЮВА, стали беспрепятственно "бороздить" Российские просторы, без каких либо посадок в Шереметьево, хотя "Аэрофлот", до 2014 года получал оплату от этих авиакомпаний за использование воздушного пространства России (так называемые "Рояти"), но это уже другая история.

Boeing 747 a/k AirFrance в аэропорту Шереметьево 1988 год
Boeing 747 a/k AirFrance в аэропорту Шереметьево 1988 год

Пока можно сказать одно, что в России к узловым аэропортам можно отнести только Шереметьево, где есть транзитная зона, но по сравнению с мировыми "хабами" наш порт пока слабоват! А где построить в России узловой аэропорт мирового уровня, а главное что бы он приносил прибыль так и остаётся не понятным.

Если у кого то есть мнения по этому поводу, делитесь.

Аэропорт Шереметьево
Аэропорт Шереметьево

Если публикация оказалась полезной ставьте "лайки" пишите комментарии и подписывайтесь на канал.

Другие публикации по теме:

Жуковский. Самый бесполезный аэропорт Москвы

Кто будет эксплуатировать МС-21

Самый большой аэропорт в мире!

Ан-124 "Руслан". Будет ли продолжено производство?

Хватит "хаить" Суперджет!