Найти тему
НЭБ.Дети

Благининские посиделки: эпиграммы и афоризмы Елены Благининой

Мама спит, она устала...
Ну, и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу...
(«Посидим в тишине»)

27 мая родилась Елена Александровна Благинина (1903-1989), добрая и мудрая "тетка Аленка" из деревни Яковлево Орловской губернии.

Елена Александровна Благинина ("Детская литература", 1973 год, №7, фото Н. Кочнева)
Елена Александровна Благинина ("Детская литература", 1973 год, №7, фото Н. Кочнева)

Писательская карьера Благининой началась в 1933 году с публикаций в журнале "Мурзилка".

"Мурзилка", 1933 год, №4
"Мурзилка", 1933 год, №4

А в 1936 году вышли две первые книги - поэма "Садко" и сборник стихов "Осень". Журнал критики "Детская литература" поклевал и журнал "Мурзилка" в целом, и поэму, которая сначала была опубликована в журнале, и сборник стихов.

Безусловно недоработана и поэма Благининой «Садко». Поэма о поднятом со дна моря ледоколе интересно задумана. Она удачна по построению, с сюжетом поэмы чрезвычайно гармонируют вплетающиеся в нее сказочные мотивы и конечно неслучайно взятый автором ритм «Сказки о царе Салтане». Но стихи иногда совсем плохи.
"Детская литература", 1936 год, №5
Нельзя сказать, что стихи эти безграмотны, нельзя сказать, что у автора нет таланта, нельзя сказать, что сборник напрасно выпущен Детиздатом. Больше точности и сжатости в описаниях, более обдуманный подбор слов, более выдержанный размер, меньшее привнесение имажинистских приемов, больше ученья у классиков (не в смысле прямого подражания или заимствования, а в смысле постижения их творческого метода) — вот что требуется Благининой.
"Детская литература", 1937 год, №3

Но, к нашему счастью, критики не заклевали молодого автора насмерть. Елена Александровна стала классиком детской литературы, переводчиком и обработчиком стихов и сказок.

Многие стихи Елены Благининой настолько популярны, что произносятся без имени автора. Народная безымянная слава. Их читают даже в детсаду, в школе и в библиотеке. Они легко запоминаются, порой на всю жизнь. Когда стихи становятся необходимостью души, отрадой души — это прочно, это надежно. В чудесной шкатулке Елены Благининой есть стихи для детей и для взрослых, есть блистательные переводы стихов Шевченко, Квитко, Забилы, Конопницкой.

Вот так в одном абзаце рассказал об известных ипостасях Елены Александровны на страницах журнала "Детская литература" Лев Озеров.

По ее стихам замечательными иллюстраторами нарисовано несколько диафильмов:

Тюлюлюй / Елена Благинина; худож. Б. Степанцев.- Москва : Диафильм, 1968.- 1 дф. (30 кд.)
Тюлюлюй / Елена Благинина; худож. Б. Степанцев.- Москва : Диафильм, 1968.- 1 дф. (30 кд.)

Тюлюлюй / Елена Благинина; худож. Б. Степанцев.- Москва : Диафильм, 1968.- 1 дф. (30 кд.)

Сорока-белобока / Е. Благинина; художник П. Репкин.- Москва : Диафильм, 1960.- 1 дф. (34 кд.)
Сорока-белобока / Е. Благинина; художник П. Репкин.- Москва : Диафильм, 1960.- 1 дф. (34 кд.)

Сорока-белобока / Е. Благинина; художник П. Репкин.- Москва : Диафильм, 1960.- 1 дф. (34 кд.)

А есть еще менее известная Благинина - острослов, любитель играть словами, придумывать и переиначивать афоризмы.

Большинство эпиграмм и афоризмов, появлявшихся в стенной газете, посвященной Второму всесоюзному съезду писателей, который проходил в Колонном зале дома союзов в 1954 году, принадлежали Елене Благининой. Многие из них были посвящены событиям съезда, но не потеряли актуальность и сейчас:

Я помню чудное мгновенье, когда ты кончил выступление!
При закрытом голосовании стало открытым то, что было закрыто при открытом...

После эпиграммы на выступление Михаила Шолохова газету закрыли.

А история была такая. Шолохов начал свое выступление так: "Старая народная поговорка, давно родившаяся там, где бурлят стремительные горные потоки, говорит: "Только мелкие реки шумливы". А Лена написала:
Тебе в молчании влюбленном
Народ внимал, дохнуть не смел,
Но ты на этот раз не Доном,
А мелкой речкой прошумел...
Евгения Таратута, "...Только с жаждою добра..." ("Детская литература", 2002, №1-2)

На ее поздравление к Новому 1961 году Чуковский ответил: «Моя Чукоккала стала богаче».

В грядущем году будьте здравы,
ЧУКОВСКИЙ!
Живите в блистании славы,
ЧУКОВСКИЙ!
Люблю Вас! О встрече мечтаю всечасно...
Вам некогда! В этом Вы правы,
ЧУКОВСКИЙ!
Я тоже похожа на некую белку.
Но хочется все же «попасть в Переделку».
Урежьте кусочек досуга,
ЧУКОВСКИЙ!
Утешьте старинного друга,
ЧУКОВСКИЙ!
Все кину, все брошу! Помчусь метеором.
Пусть дождик, пусть вьюга... Мне был бы
ЧУКОВСКИЙ!
За сим остается и присно, и ныне —
Благинина — Ваша раба и слугиня...

Елена Александровна и ее сестра Антонина регулярно устраивали посиделки в своем доме в Голицино. Посиделки всегда превращались в почиталки, а в промежутках пили чай и Елена Александровна радовала гостей своими словесными находками. И у всех людей, приходивших в гости, возникало желание записывать за ней, чему Благинина сначала противилась, а потом махала рукой. Благодаря этим записям мы можем сейчас улыбнуться ее каламбурам и взять некоторые на вооружение.

В другой пушкинской строке существительное «душа» Елена Александровна озорно переводила в повелительное наклонение от глагола «душить» и получался неожиданно-шутливый призыв:
«Души прекрасные порывы!»
Усекалась цитата из Некрасова и звучала у Елены Александровны многозначительно-иронично: «Не торговал я лирой, но бывало...»
Глядя на осенний дождик: «...Октябрь уж нас тупил...».
Шиллера в мешке не утаишь.
Береги челюсть смолоду.
Открылись шлюзы — поперли музы. .
С. Митина, "Благининские посиделки" ("Детская литература", 1994, №4)

Или еще примеры забавных переиначенных или новообразованных слов:

Я тебя старикастей
Уединенция
Природный болванс
Нахожусь в состоянии невезомости...

Друзья, приведенная ниже цитата написана в 1983 году. С тех пор коктейль стал еще более резким, стилевая безвкусица превратилась в беспредел, и если вам необходимо хоть иногда глотнуть чистого и прозрачного языка, попробуйте Благинину, ведь у нее есть и взрослая поэзия.

После речевой мешанины, языковых коктейлей, после стилевой безвкусицы, которые мы встречаем сплошь и рядом у современных авторов, сочинения Елены Благининой доносят до нас переливы живого народного говора, сохраняют чистоту и прозрачность его. В этом смысле Елену Александровну можно назвать хранительницей огня, хозяйкой речевых кладов.
Лев Озеров, "Хранительница огня" ("Детская литература", 1983, №5)

Подписывайтесь на канал Национальной электронной детской библиотеки!

Автор: Илья Гавришин, зам. директора по информатизации и фондам Российской государственной детской библиотеки