Мне всегда было интересно, как выглядит знаменитая КИНОВАРЬ – красная краска древнерусских икон, буквиц, интерьерных росписей и живописи. Точнее, исходный минерал для краски. И вот недавно в одном из музеев вдруг встречается этот камешек:
Киноварь собственной персоной! Даже химическая формула имеется. Алые бока, посередине примеси – от них зависит конечный оттенок пигмента. Видите искры по всему "телу" минерала? Это вкрапления пирита или колчедана. Чем меньше примесей – тем чище цвет, тем больше похож на цвет крови, ярко-алый, холодный. Чем больше примесей – тем теплее оттенок, морковный, коричневый.
Краска на основе сульфида ртути становится обязательной в отечественной иконописи с XII века, в масляной живописи – с XVIII. Широко использовали киноварь и при создании фресок. В общем, в русских интерьерах без неё было не обойтись.
Вначале минерал добывали на рудниках, потом научились синтезировать путём соединения ртути, серы и щёлочи. Промышленное производство начинается с 1785 года. Сейчас иконописцы тоже работают с натуральными пигментами, поэтому сияющая киноварь по-прежнему присутствует в русских интерьерах.
Текст и фото: Дарья Филиппова (Interior Writer)