Найти тему
Нейронный дизайн

Из чего делали красную краску в Древней Руси и как это "нечто" выглядит

Мне всегда было интересно, как выглядит знаменитая КИНОВАРЬ – красная краска древнерусских икон, буквиц, интерьерных росписей и живописи. Точнее, исходный минерал для краски. И вот недавно в одном из музеев вдруг встречается этот камешек:

Киноварь собственной персоной! Даже химическая формула имеется. Алые бока, посередине примеси – от них зависит конечный оттенок пигмента. Видите искры по всему "телу" минерала? Это вкрапления пирита или колчедана. Чем меньше примесей – тем чище цвет, тем больше похож на цвет крови, ярко-алый, холодный. Чем больше примесей – тем теплее оттенок, морковный, коричневый.

-2

Краска на основе сульфида ртути становится обязательной в отечественной иконописи с XII века, в масляной живописис XVIII. Широко использовали киноварь и при создании фресок. В общем, в русских интерьерах без неё было не обойтись.

Икона "Борис и Глеб". XIV век. Как нарядны одежды князей, загляденье!
Икона "Борис и Глеб". XIV век. Как нарядны одежды князей, загляденье!

Вначале минерал добывали на рудниках, потом научились синтезировать путём соединения ртути, серы и щёлочи. Промышленное производство начинается с 1785 года. Сейчас иконописцы тоже работают с натуральными пигментами, поэтому сияющая киноварь по-прежнему присутствует в русских интерьерах.

Икона "Архангел Михаил". XIV век. Фрагмент. И тут глаз не оторвать. Глубокий, мощный, светоносный оттенок!
Икона "Архангел Михаил". XIV век. Фрагмент. И тут глаз не оторвать. Глубокий, мощный, светоносный оттенок!

Текст и фото: Дарья Филиппова (Interior Writer)

-5