Когда-то в средневековом городе, расположенном на вершине горы-останца, кипела жизнь. Мангуп – самый большой "пещерный город" Крыма. Долгие века он служил неприступной крепостью для своих обитателей, чья жизнь была отнюдь не легкой и беззаботной. Так чем же болели и от чего умирали жители самого большего "пещерного города" Крыма?
30 лет – мангупский век
Вряд ли «романтики пещерной жизни» осознают, каким тяжелым было существование людей в раннем средневековье. До «преклонного» тридцатилетнего возраста доживала примерно пятая часть обитателей Мангупа. В то время, когда в экспедиции работали два молодых врача, стоматолог и судмедэксперт, была частично воссоздана «история болезней» местного населения. Ведь все невзгоды, которые приходится переживать человеку, оставляют след на его костях и зубах. Например, по ним можно узнать, как часто и в каком возрасте он голодал, какой пищей питался, чего не хватало в рационе. И останки жителей Мангупа рассказали о том, что мясо было на их столе редким гостем, что не раз приходилось туже затягивать пояса, что часто страдали они от зубной боли, и некому было ее облегчить.
Кариес настолько поражал зубы, что они просто сгнивали во рту; следов удаления больных зубов не было – значит, местные знахари стоматологией не занимались.
Болезни сердца, ревматизм, артрит, туберкулез – это далеко не полный перечень недугов древних жителей Мангупа. Некоторые останки носили следы давних травм, которые здесь, видимо, не умели лечить: сломанные руки и ноги не вправляли, если пострадавший не умирал от заражения, то всю оставшуюся жизнь он мучился от боли в неправильно сросшейся конечности. Кости мужчин сохранили следы ранений от топоров, копий. Пожалуй, хуже жизни средневекового обитателя Мангупа было только существование женщин – они имели еще меньше шансов дожить до «преклонных» тридцати лет. Представительницы слабого пола умирали от болезней, вызванных образом жизни и тяжелой работой, питались скудно, во множестве гибли при родах.
Пожалуй, только археологам во всей полноте открывается народная мудрость о том, что свято место пусто не бывает. Ну, пусть, не святое, но удобное и безопасное. В таких местах жизнь не возникает в одночасье: пришли, поселились, отстроились… До того, как Мангуп принялись планомерно изучать, считалось, что эпоха его основания – примерно X–XI века. Но выяснилось, что люди облюбовали плато на добрых шесть столетий раньше. Возможно, они жили тут не все время: соорудили нехитрое убежище на случай набегов врагов, в котором можно было и самим спастись, и даже сохранить часть скота. Период был неспокойный, охотники до чужого добра в юго-западном Крыму всегда имелись.
В таких местах, как Мангуп, жизнь не возникает в одночасье: пришли, поселились, отстроились… До того, как Мангуп принялись планомерно изучать, считалось, что эпоха его основания – примерно X–XI века. Но выяснилось, что люди облюбовали плато на добрых шесть столетий раньше. Возможно, они жили тут не все время: соорудили нехитрое убежище на случай набегов врагов, в котором можно было и самим спастись, и даже сохранить часть скота. Период был неспокойный, охотники до чужого добра в юго-западном Крыму всегда имелись.
Крымский познавательный журнал "Полуостров сокровищ", №15.
Вы можете БЕСПЛАТНО скачать наш ознакомительный ПДФ ЗДЕСЬ!