Найти тему
Стеклянная сказка

Люди стекла: неопалимая паучиха Тутс Зински

Фото The Metropolitan Museum of Art
Фото The Metropolitan Museum of Art

Меня всегда интересовало: благодаря чему человек может достичь успеха? Как мастер может получить общественное признание? Естественно, одного общего рецепта для "пяти минут славы" быть не может. Кто-то приходит к успеху благодаря связям, кто-то просто был первым в определенной области мастерства, кто-то совершил "прорыв" в технологии или разработал новый дизайн.

Тутс Зински относится к числу последних - в результате долгих экспериментов она разработала технологию спекания тонких стеклянных нитей в массивные вазы и чаши.

Мэри Энн "Тутс" Зински (Тутс - прозвище) родилась в 1951 году в США (штат Массачусетс). Ещё в детстве она решила заниматься каким-нибудь искусством, много рисовала, участвовала в конкурсах, было даже несколько выставок. Но звёзд с неба не хватала. В 1973 году Мэри окончила институт изящных искусств, в котором познакомилась с Дэйвом Чихули.

Именно благодаря Чихули Мэри заболела "стеклом" и вошла в команду своего бывшего преподавателя. Довольно долго она занималась инсталляциями из стекла, отвечала за освещение в коммерческих проектах своего руководителя. Что-то пыталась делать сама, но большого простора ей не давали - Чихули оказался достаточно жёстким начальником.

Мэри Энн "Тутс" Зински. Фото The Metropolitan Museum of Art
Мэри Энн "Тутс" Зински. Фото The Metropolitan Museum of Art

В конце концов, Мэри не выдержала и ушла в "свободное плавание". Открыв в Бруклине свою собственную мастерскую она долго экспериментировала со стеклом и... колючей проволокой. Но успеха это не принесло - музеи и частные коллекции отказывались покупать её "шедевры", они были слишком брутальны. Из того периода не осталось практически ни одной работы.

Мэри разбила абсолютно всё, лично.

Молотком.

Переплавила в один ком и хранит во дворе дома.

Однако в 1980 году Зински совершила прорыв, который позволил ей добиться успеха. На экскурсии в Венеции она увидела как мастера тянут тончайшие нити из стекла для изготовления украшений и она решила из таких же нитей делать... вазы.

Фото из личного архива Toots Zynsky
Фото из личного архива Toots Zynsky

В 1983 году Зински переехала в Амстердам, где наняв двух помощников каждый день тянула и тянула длинные нити из стекла. Потом их резали и укладывали в форму. При спекании форма нитей не теряется и кажется, что ваза соткана из тончайших, около миллиметра в диаметре, нитей.

Фото The Metropolitan Museum of Art
Фото The Metropolitan Museum of Art

В 90-е годы она сконструировала специальную машину, которая могла тянуть нити из стекла круглосуточно и количество изделий выросло многократно. Если раньше на одну вазу могло уходить неделя, то теперь два дня. Однако несмотря на автоматизацию, на каждое изделие уходит более 20.000 метров стеклянной нити (именно поэтому её прозвали паучихой).

Фото The Metropolitan Museum of Art
Фото The Metropolitan Museum of Art

А в 2000-х годах, вернувшись на родину в США, Мэри начала выпускать очень большие вазы из стеклянных нитей весьма весьма необычной формы. Многие мастера пытались узнать, как она их делает, но более десяти лет никто не мог разгадать секрет. И только совсем недавно она сама показала свою секретную технологию:

Фото из личного архива Toots Zynsky
Фото из личного архива Toots Zynsky

Эта хрупкая женщина всё делает вручную!

Вооружившись специальным шлемом, накидкой и жаропрочными перчатками она открывает печь и руками придавала форму будущей вазе... при температуре 670 градусов!!!

Каждый раз, когда она отходит от раскаленной печи, на ней дымится одежда, а на руках вспухают ожоги.

Сегодня она на пике славы.

Её вазы продаются по всему миру, находятся в частных коллекциях, государственных музеях. Две вазы украшают Президентскую библиотеку США. Стоимость каждой начинается от 19.000 долларов. Самая дорогая ваза была продана в этом году за 36.250 долларов.

Велика ли цена за удовольствие гореть заживо?

Я думаю, что нет.

-7