7 АРХИДЕМОН
У архидемонов всё однозначно:
мире должно править зло;
его творить легче всего;
сильный всегда прав.
8 ДЕМОНЫ
Демоны занимают восьмую ступень в иерархии триад. Есть демоны тьмы и есть свободные или независимые демоны, не злые и не добрые.
Представляют из себя сверхъестественных существ-"падшие ангелы" , занимающих промежуточное положение между людьми и богами.
Сократ и его последователь — Платон, отождествляли с демоном «внутренний голос» человека- совесть.
(Демоны)
9 БЕСЫ, ПОЛУБЕСЫ, ЧЕРТИ
БЕС
Бес (праслав. *besъ) — зловредный дух, демон в славянской мифологии и христианстве. В народной демонологии славян представления о бесе развивались под влиянием книжной (церковной) традиции, сближаясь и смешиваясь с поверьями о чёрте. В религиозных верованиях «вселением бесов» могут объясняться различные пороки и болезни, как например, "бешенство" Согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, «славяне-язычники верили что земля в течение всей зимы остаётся под властью бесов, и таким образом в славянской дуалистической мифологии бесы были олицетворением темноты и холода.»
Впервые слово бес было упомянуто в XI веке в «Слово о законе и благодати». Бесами в древнерусской литературе (повестях, житиях святых) назывались злые духи, демоны и прежде всего — языческие боги, идолы. Обычно с бесом связаны сюжеты об искушении святых и пустынников, всегда оканчивавшемся победой святого, поруганием и изгнанием беса. В древнерусских повестях бесы также вызывают болезни и подбивают людей на грехи и пороки. Все эти функции сближают беса древнерусских книг с народным образом чёрта.
В церковнославянских и синодальном переводах Библии этим словом переведено греч. демон, а в иудейском оригинале использовалось слово ивр. шедим.
По христианскому учению, бесы могут «вселятся» в человека, что называется «одержимость бесами» или «беснование» (калька др.-греч. δαιμονισθείς— вселение демонов). Изгнание бесов Иисусом Христом из людей описано в Евангелии, в частности слова изгоняемого беса стали крылатой фразой «Имя мне — легион». Вселившиеся бесы влекут человека к излишествам в поведении и различным психическими болезням.
Выделяют бесов семи смертных грехов, ссылаясь на изгнание их Христом из Марии Магдалины. Среди них, бесов чревоугодия разделяют на гортанобесие (греч. лемаргия), чревобесие (греч. гастримаргия), психическое расстройство с симптомами одержимости- «какодемономания», сюда же входит и алкоголизм.
Богослов А. И. Осипов считает, что бесы могут действовать в человеке и на человека только если тот ведёт себя «не по-божески», ссылаясь на слова Антония Великого: «Если человек старается жить по заповедям Божиим и покаяниям, то он соединяется с Духом Божьим. Если же он начинает жить противно заповедям Божиим, то он соединяется» — как подобное соединяется с подобным — «с духами злобы». По его мнению, у бесов нет полной власти над человеком, иначе не было бы святых, преподобных и мучеников.
(Бес)
ПОЛУБЕС
В триада занимает ступень между бесом и чертом. У людей в которых вселился Полубес, самая сложная жизнь: они вечно мечутся между добром и злом, пытаясь выбрать то одно, то другое... Они... легко поддаются ...соблазнам, пытаются придерживаться заповедей добра, но тут же от них отказываются, как только свет меняется на тьму. И вечно боятся сделать выбор. О таких Данте писал в " Божественной комедии":
" И понял я, что здесь вопят от боли
Ничтожные, которых не возьмут
Ни Бог, ни супостаты Божьей воли.
Вовек не живший, этот жалкий люд,
Бежал нагим, кусаемый слепнями
И осами, роившимися тут."
(Полубес)
ЧЕРТ
Чёрт — аналог беса и занимает последнюю ступень в иерархии демонов.
В славянской мифологии — это озорной, и похотливый дух. Под различными прозвищами является персонажем огромного количества сказок Восточной Европы, и популярный персонаж русской нечисти.
Как и имя демона, так и имя чёрта не полагалось произносить вслух, без особого повода. Считалось, что простого упоминания чёрта достаточно, чтобы он услышал это и приблизился к неосторожному человеку, а то и навредил ему. Поэтому в обыденной речи, поминая чёрта, часто использовали эвфемизмы, например лукавый или нечистый.
По поверью считалось, что черт связан с пугающими явлениями природы, а также дикими или заброшенным местами, как например омут (в тихом омуте, черти водятся) и водяная мельница.
Слово чёрт не встречается в письменных памятниках древнерусского языка и впервые зафиксировано Р. Джеймсом в русско-английском словаре-дневнике 1618—1619 годов: «6:9:tchort — diavolo». Более старинное прозвище черт: «Васко Черт» зафиксировано в 1495 году. Этимология слова остаётся спорной до сих пор, и по версии А. Н. Афанасьева слово «чёрт» происходит от «чёрный» — названия цвета, обычно ассоциирующегося со злом.
В христианской народной мифологии сложились давние и устойчивые представления о внешнем виде чертей, это рога, хвост и копыта, Нередко их описывают с горящими как угли глазами, покрытых шерстью и со свиным пятачком. В таком виде черти нередко изображены на картинах, иконах, фресках и книжных иллюстрациях как в Западной, так и в Восточной Европе. По поверью, обладают широкими способностями к оборотничеству, невидимости и полётам. Могут превращаться в различных существ- людей, в камни, и предметы, а также принимать вид животных- черного кота, волка, ворона и змеи.
Черт считается хтоническим персонажем обитающих в подземельях, заброшенных пустошах и в омутах.
В сказках и легендах говорится,что чёрт служит Люциферу и охотится за душами людей, которые пытается заполучить обманом, введением во грех, или договором. Помимо охоты за душами, в обязанности черта входит стеречь драгоценные клады, как это описано например в «Ночь перед Рождеством» (1832), «Скрипач в аду» и др. балто-славянских сказках.Существует много русских народных сказок об этом персонаже. Это «Сказка о попе и о работнике его Балде» (1831) А. С. Пушкина, «Чёрт-заимодавец» схожего сюжета, «Чёрт и мужик», «Солдат и чёрт» и ряд других, где черт предстаёт комическим персонажем, в надежде заполучить душу тщательно работает по договору с кем-либо, но постоянно обманывается с помощью мужицкой смекалки.
В русских и славянских сказках облик чёрта почти не описан. Но это ярко сделал Н. В. Гоголь в повести «Ночь перед Рождеством»: Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто черт, которому последняя ночь осталась шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей. Завтра же, с первыми колоколами к заутрене, побежит он без оглядки, поджавши хвост, в свою берлогу.
Дальше по сюжету чёрт также обзывается «немец проклятый». Он водится с ведьмами, которые в ряде других сказок летают на нём на шабаш. Пролетает через дымоход. Боится христианского креста, знамения и святой воды. Исчезает с третьим криком петухов и первыми лучами солнца.
В прибалтийской мифологии чёрта зовут ве́лняс, велинас, велнс (лит. vélnias, vẽlinas; латыш. velns), что значит «чёрт». Является постоянной жертвой Перкунаса (подобно антагонизму славянского Велеса и Перуна), метающего в него молнии, при этом велняс пытается прятаться у людей, в которых молнии зачастую и попадают. Фольклористы собрали с начала XX века сотни сказок о нём, бесчисленное число их вариаций. Но если славянский чёрт является синонимом грязнули, то в литовской мифологии вяльнас наоборот выглядит престижно. В основном описан как «пан», то есть человек выглядящий как господин или помещик, но иногда имеет облик Пана из греческой мифологии — торчащие из под шляпы рожки, копыта. В отличии от русского черта не боится солнечного света.
В основном велняс вредит людям — пытается повесить, искалечить, заманить в болото. Литовские сказки довольно характерны жестокостью мифических существ к людям, в отличие от сказок других народов. Например, велняс являясь в образе пана, приглашает прохожего мужика или музыканта на свадьбу, где с другими панами и панночками веселится и часто мажет глаза какой-то мазью. Когда мужик тоже мажет глаз, то видит, что находится среди чертей на болоте или среди вьюги в буреломе. Если кто-то видит невидимого велняса, спрашивает «каким глазом меня видишь?», и после ответа выкалывает его. Зачастую становясь невидимым, толкает посетителей в корчме, провоцируя этим драку. Или мужику пытается повесить на шею праздничное полотенце, от которого тот уворачивается подставив ногу, и тут же приходит в себя подвешенный на ветке на удавке за ногу.
(Черт)
****