Найти в Дзене
Горизонт событий

Деревня Грабов: песенные традиции продолжают жить в белорусской глубинке

Продолжаем наши путешествия по району. Наступила одна из красивейших пор года, поэтому выезжать за пределы города особенно приятно: свежая зелень кругом, весенние ароматы, пение птиц. На этот раз мы решили побывать в небольшом населённом пункте Гадиловичского сельсовета под названием Грабов.

В посёлке тишина. А в сотне метров от Грабова – оживлённая трасса.
В посёлке тишина. А в сотне метров от Грабова – оживлённая трасса.

Посёлок есть, указателя нет

В Грабов мы попали, свернув с автодороги Рогачёв–Довск у остановочного пункта «Турск». Посёлок встретил нас разноголосием птиц и… отсутствием какого-либо указателя населённого пункта.
– А как вы нас нашли? – интересуется местная жительница Алла Конина. – По поводу указателя я уже обращалась в сельисполком. А ещё на нашей остановке нет расписания движения автобусов.
Уроженка Грабова, Алла Михайловна после 30 лет жизни в Москве вернулась в родительский дом. По словам односельчан, её отец Михаил Ляхов был человеком добродушным и надёжным, никому и никогда не отказывал в помощи.
Беседуем с жительницей первого дома и любуемся местностью. В посёлке, который на севере граничит с лесом, одна короткая широтная улица, застроенная односторонне. Непривычно. Напротив домов у грабовчан хозпостройки: дровники, погреба, бани. Лес служит своеобразной разделительной полосой между посёлком и оживлённой трассой. В конце улицы – широкая канава, за ней, на возвышенности, ещё пара домов. Создаётся впечатление, что местечко, в которое мы приехали, расположено в глубине леса, и даже не верится, что в сотне метров от Грабова постоянно движется большое количество транспорта.
Разговорчивая собеседница рассказала нам, что её родной посёлок основан в начале ХХ века переселенцами из соседних деревень. В 1932 году его жители вступили в колхоз. С фронтов Великой Отечественной войны не вернулись 7 жителей этого посёлка. В 60-е годы он входил в состав колхоза «Советская Беларусь».

«Я часто слышу, как она поёт в доме»

-2

Антонина Фроловна Острикова, 90-летняя соседка Аллы Кониной, живёт через дорогу. На её доме, раскрашенном в синий и зелёный цвета, висит табличка с расписанием работы автолавки. У бабушки четверо детей, но чаще всех к матери из санатория «Приднепровский» наведывается дочь, готовит, убирает.
– А я измеряю Антонине Фроловне давление, помогаю, если что надо, – говорит Алла Михайловна.
У дома бабы Тони пасутся куры, лает сторожевой пёс, а на солнышке разлеглась белая кошка. Простой деревенский пейзаж радует глаз, вот только саму хозяйку нигде не видно. Дверь в жилое помещение открыта, но мы без приглашения не решаемся переступить порог. Алла Михайловна идёт искать соседку и через несколько минут возвращается с бабушкой в синей кофте и такого же цвета платке.
Пожилая грабовчанка охотно слушает нас и отвечает на вопросы. Ей в молодости пришлось много работать, но находилось время и для отдыха – молодёжь каждый вечер собиралась на посиделки.
– Днём работалі ў гадзілавіцкай калхознай брыгадзе, – колоритно, на своём особом языке рассказывает баба Тоня. – А ўвечары песні дужа красівыя пелі. У нас тутака было 10 дзевак, астатнія – хлопцы.
Слепому гармонисту Осипу поселковая молодёжь помогала по хозяйству, бывало, что и в плуг впрягались по очереди, чтобы землю вспахать – лошадей после войны не было, а сеять надо было. В благодарность за это местный музыкант каждый вечер радовал их игрой на гармони. Гулять в Грабов приходила и молодёжь из Брода и Гадилович.
– Я часто слышу, как Антонина Фроловна поёт в доме, – говорит соседка.
В доказательство этому баба Тоня прикрывает глаза и заливисто, с душой затягивает куплет из песни:

– Моя мама рано встала,
Цветы с розы сорвала,
Молодость мою згубила –
Рано замуж отдала.

Фотокорреспондент районной газеты переключает фотокамеру в режим съёмки, а над полупустым посёлком продолжает литься песня:

– Милый мой, куда поедем?
– Дорогая, на гульню.
– Милый мой, возьми с собою!
­– Дорогая, не могу!  

Вдали от городской суеты

За 11 километров от районного центра, в посёлке, который будто бы «спрятался» в лесной полосе, решили приобрести жильё и приезжие. Например, рогачёвец Василий Константинович, которого мы застали за работой в огороде. На его участке высажены кусты, разбиты грядки. У дома всё по-хозяйски аккуратно, на своих местах. Горожанин в Грабове купил домик, который обустроил под дачу, и теперь на лоне природы работает и отдыхает душой.
Для постоянного жительства это красивое местечко выбрала и уроженка деревни Дубрава Надежда Сафроненко. Уже 20 лет Надежда Михайловна не нарадуется своему решению. В квартиру, которая находится в санатории  «Приднепровский», хозяйка наведывается только для того, чтобы полить цветы.

Надежда САФРОНЕНКО сделала свой выбор и 20 лет живёт в Грабове.
Надежда САФРОНЕНКО сделала свой выбор и 20 лет живёт в Грабове.

– Очень красивый посёлок! Кто приезжает к нам в гости, непременно влюбляется в это место, а внуки мои так вообще уезжать не хотят. Я наслаждаюсь природой и очень рада, что поселилась здесь. Поселковцы ведут размеренный образ жизни, кругом всё тихо, спокойно, – улыбается Надежда Михайловна.

«Голас у мяне быў ядраны»

В конце посёлка нам удалось побеседовать с ещё одной коренной жительницей – 80-летней Натальей Шпаковой. Хочется сохранить особенности языка, на котором говорят в посёлке, поэтому передаём рассказ дословно.

Наталье ШПАКОВОЙ с дочерью Валентиной есть что вспомнить о жизни в родном местечке.
Наталье ШПАКОВОЙ с дочерью Валентиной есть что вспомнить о жизни в родном местечке.

– Мае радзіцелі не хацелі ўступаць у калхоз, а ў іх раслі шасцёра дзяцей. Як падняць усіх? У нас было бальшое хазяйства, карову дзяржалі і ў час вайны. Каб сям’ю было чым карміць, старэйшыя сёстры хавалі яе ў лесе. У канаве, недалёка ад нашага дома, стаяла баня. Як вярнуліся пасля вайны з лесу – жылі там, – вспоминает Наталья Яковлевна.
– Голас у мяне быў ядраны, – продолжает она. – Перад домам на складзеных броўнах збіралася моладзь, пела, танцавала.
Коренная грабовчанка уже 32 года живёт без мужа. Её радость – внуки, которые каждую пятницу, как только заканчиваются уроки в школе, приезжают в посёлок. А в воскресенье возвращаются домой, в Гадиловичи. Кстати, дети подарили Наталье Яковлевне 12 внуков и 8 правнуков.
– У нас спакойна. Прыязджайце к нам пазней, як пойдуць лісічкі. З Богам! – говорит хозяйка на прощание.

Любовь к музыке и песням – сквозь года

Каждый населённый пункт, где мы бываем для подготовки материалов в нашу рубрику, оставляет свой след в душе. Грабов запомнится как тихое, красивое местечко с необычным расположением жилых застроек. Широкая поселковая дорога, никогда не имевшая асфальтового покрытия, привела нас к людям, которые любят спокойствие и живут в гармонии с природой.
Порадовало, что ни один человек, с которым мы беседовали, не пожаловался на жизнь. Только была обозначена проблема отсутствия указателя посёлка и расписания движения автобусов. Но она, будем надеяться, решится очень скоро.
Более того, Грабов встретил нас песнями! Да и провёл бы, если бы мы попросили и последнюю собеседницу Наталью Шпакову что-нибудь исполнить. Нельзя не упомянуть слепого гармониста Осипа, который своей музыкой скрашивал будни грабовчан. Как говорится, им песня работать и жить помогала. Сегодня же она служит неким связующим звеном между настоящим и прошлым, помогает не падать духом и хоть на несколько минут вернуться в те времена, когда на единственной грабовской улице слышались смех и шутки молодёжи и «страдания» гармошки.

Оксана РОМАНОВА.
Фото Василия РОГОЖНИКОВА.

-5