Найти тему
Наталия Васильева

В цирке

-2

- Мама, что лучше надеть: клетчатую рубашку или свитер? – восьмилетний Миша собирался в цирк впервые в своей жизни. – А Наташа будет в нарядном платье или в обычной одежде? Если она будет в платье, может быть, мне тогда одеть костюм? Мы не опаздываем?

- Лучше одеться теплее: зимой там не бывает жарко. Не думаю, что Наташа наденет нарядное легкое платье, так что в свитере тебе будет хорошо, костюм надевать не обязательно. Через пятнадцать минут мы должны встретиться с Наташей и тетей Леной во дворе, так что поторопись! – мама уже была готова.

Всю дорогу, пока Миша с мамой, тетей Леной и Наташей ехал сначала в трамвае, потом в метро, он пытался представить себе, что будет в цирке. Конечно, он много раз видел выступления цирковых артистов по телевизору и представлял себе, что это такое, но побывать там самому, да еще в сопровождении подружки Наташи, которая жила с ним одном дворе и училась в параллельном втором классе, ужасно не терпелось.

- Наташа, ты была в цирке раньше? А слоны там будут? А воздушные гимнасты? – вопросы сыпались из Миши, как горох.

- Нет, в цирке я не была раньше, я ведь тебе уже говорила. И не знаю, кто будет выступать. Давай дождемся начала представления и все увидим, - отличница Наташа всегда была очень рассудительна и обладала большей выдержкой, чем неугомонный Миша.

Дорога к цирку показалась Мише длинной: трамвай ехал очень медленно, в метро поезд, казалось, слишком долго стоял на каждой станции. Тетя Лена, Наташина мама, угостила детей леденцами, это было очень кстати. Миша давно заметил, что если есть конфету, событие, которого очень ждешь, случается значительно быстрее.

Из метро вышли на Невском проспекте.

- Мама, мы тут были раньше! Помнишь, когда в музей ходили. И в учебнике по истории города есть фотография этого здания и вот этого, - Миша с интересом разглядывал Гостиный двор и здание Думы. – А где же цирк?

- Идем, скоро все увидишь, - отозвалась мама.

Красивые витрины, множество людей, подсветка больших старинных зданий – все это восьмилетний мальчик рассматривал с большим интересом. Он рос на окраине, и центр города казался ему какой-то сказочной страной.

Вскоре показалось необычное здание с большой надписью.

- «Цирк Чинизелли», - прочитал Миша. – Вот он, цирк! Мама, мы пришли!

Большие тяжелые двери, повернувшись, пропустили всех в холл. Там было уже довольно много народа: дети, бабушки, мамы, папы – все торопились скорее сдать верхнюю одежду в гардероб и занять свои места в зале.

- Смотри, настоящий клоун! – дернул Миша за рукав маму, увидев, как клоун в ярком костюме в фойе фотографируется с малышами. Наверное, артист услышал Мишу, потому что он повернулся и приветливо помахал рукой. Да-да, не кому-нибудь, а именно ему, Мише! Мальчик в ответ улыбнулся и тоже взмахнул рукой.

- Вот какое странное дело: когда я была маленькой и бывала в цирке, мне все здесь казалось огромным: арена, коридоры, лестницы, фойе. А сейчас все как будто стало маленьким, но очень уютным, - говорила мама тете Лене, занимая свое место.

- Вот-вот! У меня такое же ощущение! – соглашалась тетя Лена.- Ребята, а вам как кажется, цирк просторный или нет?

- Конечно, просторный! – Миша и Наташа разглядывали арену, оркестр, прожекторы, темно-бордовый тяжелый занавес, какие-то канаты под самым куполом.

- Интересно, что вы скажете лет через тридцать! – улыбнулась тетя Лена.

Наконец, заиграл оркестр, начал гаснуть свет, и представление началось. Какие интересные были номера! Миша смотрел на арену, не отводя взгляд ни на секунду. И воздушные гимнасты, и жонглеры, и акробаты, и дрессировщик со змеями и крокодилами – все выступления были замечательными.

После выступления жонглеров на арену вышел клоун.

- Мама, смотри, это тот самый клоун, который улыбнулся мне перед представлением! - удивленно воскликнул Миша.

- Да-да, это он, – шепнула мама. – Давай посмотрим его выступление.

Клоун вынес несколько довольно больших металлических цилиндров и начал ставить их один на другой. Получалась довольно шаткая конструкция, которая разваливалась, как только клоун пытался залезть на нее, и каждое его падение сопровождалось громким ударом барабана в оркестре. В какой-то момент клоун, казалось, отчаялся и с досадой махнул рукой. Но в этот момент вышел мужчина в черном безупречном костюме.

- Мама, этот дядя ведь объявлял номера! А почему он сейчас вышел? – зашептал Миша.

- Этот артист называется смешным словом «шпрехшталмейстер», это ведущий представления в цирке. Иногда он подыгрывает артистам, в том числе и клоуну. Знаешь, это замечательный номер, я видела его в детстве, когда была в этом цирке! Клоун, правда, был тогда другой, да и я немного изменилась с тех пор. Давай посмотрим, я уверена, что тебе понравится!

Миша, затаив дыхание, стал наблюдать за тем, что происходило на сцене.

Шпрехшталмейстер вышел на сцену с одним цилиндром, таким же, как у клоуна. Он поставил его прямо на ковер арены, раздалась барабанная дробь, артист положил на цилиндр доску, встал на нее и жестами попросил публику поаплодировать. Зрители охотно откликнулись на его просьбу. Оркестр заиграл победный туш, вышла девушка в красивом костюме и вручила артисту букет цветов. Шпрехшталмейстер, довольный собой, раскланялся и подошел к клоуну.

«Видел? Вот как надо! – жестами показал ведущий представления клоуну. – Зачем так мучиться? Убери лишние цилиндры, возьми один – и все равно заработаешь признание публики!» После этого, гордо подняв вверх свой букет цветов, он ушел с арены.

Клоун остался один. На несколько мгновений он, казалось, задумался над предложением шпрехшталмейстера, но затем решительно отмел его в сторону. У него созрел свой план. Он взял два цилиндра, один поставил, другой положил сверху боком так, чтобы он катался по первому, затем – доску, и попытался удержаться на этой конструкции. Сначала ничего не получалось: цилиндры разъезжались под клоуном; он падал, поднимался, снова сооружал из цилиндров пирамиду, опять падал и вставал, но через несколько попыток эту идею удалось осуществить. Оркестр заиграл победный туш. Обрадовавшись результату и поклонившись публике под раздавшиеся аплодисменты, клоун жестом попросил тишины.

Миша посмотрел на маму. Она смотрела на арену, задумчиво улыбаясь, как старому знакомому, с которым не виделась много лет и вдруг случайно повстречалась на улице.

- А что сейчас будет? У него ведь получилось удержаться на двух цилиндрах, он и так молодец! – шепотом спросил Миша.

- Смотри-смотри, что будет дальше! – отозвалась мама.

Клоун взял четыре цилиндра, и история повторилась: после нескольких неудачных попыток ему удалось удержаться на шаткой конструкции. Оркестр снова заиграл победный туш. Миша захлопал в ладоши вместе с другими зрителями: он был рад, что клоуну удалось осуществить свою идею, пусть и не сразу. Но, оказывается, и это была еще не вся задумка артиста.

Раскланявшись, клоун снова жестом попросил тишины. На этот раз он взял шесть цилиндров и начал сооружать из них пирамиду. Это была самая сложная задача: цилиндры катались и все время норовили соскочить друг с друга; клоун прилагал немало усилий, чтобы сначала удержать их, потом сверху накрыть доской, а затем и встать на нее. Осторожно, придерживая руками края доски, он поставил на нее одну ногу. Раздалась барабанная дробь.

- Ну, давай же! – Миша переживал за клоуна и вцепился руками в кресло, на котором сидел. – Наташа, как ты думаешь, он не упадет? У него получится?

- Наверное, получится! Ну! Аккуратнее! – даже всегда спокойная Наташа сжала кулаки от волнения.

Клоун поставил на доску вторую ногу и начал осторожно выпрямляться, балансируя руками. Барабанная дробь не умолкала. В какой-то момент цилиндры чуть не разъехались под артистом, но каким-то невероятным усилием он удержал пирамиду, и она осталась целой. Наконец, клоун встал во весь рост на доске и поднял руки вверх. Оркестр громко заиграл веселую музыку, и зал взорвался аплодисментами. Миша и Наташа хлопали в ладоши изо всех сил; клоун, довольный и гордый собой, стоял на своей конструкции под звуки оркестра.

- Мама, смотри, у него получилось! А тому клоуну, которого ты видела в детстве, тоже удалось удержаться?

- Да, конечно, удалось! По-другому и быть не могло! – мама с удовольствием аплодировала. – Это номер со смыслом: надо не бояться начинать какое-то новое дело в жизни; может быть, не все сразу будет получаться, но надо двигаться от простого к сложному - тогда обязательно добьешься успеха. «Терпение и труд все перетрут» - так мне в детстве часто говорила бабушка, а сейчас и клоун нам доказал то же самое.

Миша с любопытством разглядывал клоуна, который стоял на арене, уже спрыгнув с пирамиды, и раскланивался перед публикой под несмолкавшие аплодисменты. На лице артиста была такая добрая, открытая, искренняя улыбка, что мальчика стало где-то в груди распирать чувство радости за то, что клоун такой молодец, что у него все получилось, что он не бросил свою затею, а ведь мог бы сдаться и уйти, не добившись своего. От этого чувства радости у Миши на глаза навернулись слезы.

Вдруг маленькая девочка лет четырех, которая сидела рядом со своей мамой в противоположном конце зала (Миша давно ее заметил, потому что она была одета в белоснежную кофточку, которая бросалась в глаза), встала со своего места, быстро спустилась по лестнице, перебралась через барьер, отделявший арену от зрительного зала, и подошла к клоуну. Клоун сначала не понял, зачем она вышла, и немного растерялся. Девочка протянула руку, и у нее на ладони Миша увидел конфету. Она отдала свою конфету смутившемуся клоуну и побежала к своему месту.

Публика с новой силой стала аплодировать и артисту, и этой маленькой смелой и доброй девочке.

- Браво! Браво! – раздались возгласы из зала.

Клоун кланялся, прижимая к груди руку, в которой была конфета. В этот момент Миша увидел, как заблестели глаза артиста и с каким трудом он удержал слезы.

Вечером Миша лег в кровать, и мама укрыла его одеялом.

- Мам, посиди со мной немножко.

- Хорошо, - улыбнулась мама. – Держи своего медвежонка и засыпай; ты сегодня, наверное, устал.

Миша обнял, как обычно, свою любимую мягкую игрушку и устроился поудобнее. Было так тепло и уютно, что дремота сразу подкралась к мальчику.

- Мам, - уже почти сквозь сон прошептал Миша. – Я закрыл глаза и увидел клоуна. Он держит в руке конфету, которую ему подарила девочка. Я знаю, почему она это сделала: она, наверное, поняла смысл номера, помнишь, ты о нем говорила? И была рада тому, что у него, наконец, все получилось. Я бы тоже подарил ему что-нибудь, только у меня ничего с собой не было… А клоун чуть не заплакал, потому что понял, что девочка подарила ему конфету, которую, наверное, для себя приберегла, а подарила ему – так ей его выступление понравилось…

Мама погладила по голове уже спящего Мишу, поцеловала и вышла из комнаты.