Найти в Дзене
«Заповѣдная магистраль»

"Исчезающая Россия". История на примере отмены поездов и вымирания населения Тверского края

Любопытно, что в 1970-х годах, ещё при паровой тяге, движение на линии было чрезвычайно напряженным, как говорят "не разъехаться". По всей дороге сплошным потоком шли нефтеналивные поезда на Латвию в порт Вентспилс, а оттуда в большом количестве обратно возвращался порожняк. В отличии от грузового, интенсивного пассажирского движения Бологое-Полоцкая дорога не знала никогда. И тем не менее для этой местности, с учетом того количества населения что здесь когда-то проживало, этого было вполне достаточно. В былые времена здесь всегда ходили две, летом - три пары пассажирских поездов в сутки. В 1950-х годах фирменный поезд №45 "Селигер" Москва-Осташков шёл через Бушевец и Фирово. Издавна, путь пассажирского поезда из Осташкова на Москву проходил через Селижарово и Торжок. Вначале это был поезд №65/66, затем 665/666, а с 1999 года по просьбе многочисленных туристов, не желающих ездить на поезде из "дьявольских" шестёрок, ему присвоили номер 603/604. После начала нулевых, руководители Октя
Оглавление

Любопытно, что в 1970-х годах, ещё при паровой тяге, движение на линии было чрезвычайно напряженным, как говорят "не разъехаться". По всей дороге сплошным потоком шли нефтеналивные поезда на Латвию в порт Вентспилс, а оттуда в большом количестве обратно возвращался порожняк.

Нефтеналивной состав под паровозной тягой на Бологое-Полоцкой дороге, участок Осташков-Бологое. Фото из личного архива автора
Нефтеналивной состав под паровозной тягой на Бологое-Полоцкой дороге, участок Осташков-Бологое. Фото из личного архива автора

В отличии от грузового, интенсивного пассажирского движения Бологое-Полоцкая дорога не знала никогда. И тем не менее для этой местности, с учетом того количества населения что здесь когда-то проживало, этого было вполне достаточно. В былые времена здесь всегда ходили две, летом - три пары пассажирских поездов в сутки. В 1950-х годах фирменный поезд №45 "Селигер" Москва-Осташков шёл через Бушевец и Фирово.

Фирменный поезд №45 "Селигер" сообщением Москва-Осташков на одной из станций на главном ходу С.Петербург-Москва. Фото из личного архива автора
Фирменный поезд №45 "Селигер" сообщением Москва-Осташков на одной из станций на главном ходу С.Петербург-Москва. Фото из личного архива автора

Издавна, путь пассажирского поезда из Осташкова на Москву проходил через Селижарово и Торжок. Вначале это был поезд №65/66, затем 665/666, а с 1999 года по просьбе многочисленных туристов, не желающих ездить на поезде из "дьявольских" шестёрок, ему присвоили номер 603/604.

Пассажирский поезд Москва-Осташков №604/603
Пассажирский поезд Москва-Осташков №604/603

После начала нулевых, руководители Октябрьской железной дороги и ФПК долго и упорно на протяжении многих лет пытались всеми силами отменить этот поезд, где он оставался единственным средством сообщения.

Безвозвратно ушедшая эпоха...
Безвозвратно ушедшая эпоха...

Отменён

Местным жителям и туристам, у которых он пользовался популярностью, "московский" удавалось все же отстоять. Но в конечном итоге антигуманным планам по отмене поезда №603/604 сбылось свершиться и 15 марта 2015 года отправился последний поезд из Осташкова в столицу нашей Родины. В последние годы курсирования он ходил под номером №683/684.

Так в одночасье старинный уездный город Осташков и туристический Селигер полностью лишились железнодорожного сообщения с Москвой. А местные жители из труднодоступных уголков на селижаровской линии Торжок-Соблаго потеряли (где нет других дорог кроме железной) средство регулярного сообщения с цивилизацией.

Карта-схема Бологое-Полоцкой линии (участок Бологое-Великие Луки) с прилегающей веткой на Торжок
Карта-схема Бологое-Полоцкой линии (участок Бологое-Великие Луки) с прилегающей веткой на Торжок

Трехвагонный поезд №653/654 Осташков-Торжок, прозванный "снежинка" якобы потому, что он короткий и, как снежинка, мелькает зимой в пространстве леса среди деревьев, остаётся после отмены "московского" последним средством сообщения на селижаровской линии.

Пассажирский поезд №653/654 прозванный "снежинка" прибыл на станцию Соблаго. Скриншот из к/ф "Бологое-Полоцкая", М-фильм 1997г.
Пассажирский поезд №653/654 прозванный "снежинка" прибыл на станцию Соблаго. Скриншот из к/ф "Бологое-Полоцкая", М-фильм 1997г.

Давно уже утратив свой гордый трехзначный номер поезда дальнего следования (как и количество вагонов в его составе, сократившееся всего до одного), сегодня он курсирует под номерами №6955/6956 от Осташкова до Кувшиново всего два раза в неделю, понедельник и пятницу. Утром он отправляется из Осташкова, а вечером в тот же день приходит обратно.

Пригородный поезд №6695/6696 ("снежинка") на остановочном пункте Жукопа, ветка Торжок-Соблаго. Фото: Алексей Алексеев
Пригородный поезд №6695/6696 ("снежинка") на остановочном пункте Жукопа, ветка Торжок-Соблаго. Фото: Алексей Алексеев

Таким образом на участке Кувшиново-Торжок сегодня полностью прекращено всякое пассажирское сообщение по железной дороге. Благо там параллельно железной дороге проходит автомобильная трасса Осташков-Торжок.

Народ толпится в очереди за хлебом из вагона-лавки на станции Соблаго, 90-е прошлого века. Скриншот из к/ф "Бологое-Полоцкая", М-фильм 1997г.
Народ толпится в очереди за хлебом из вагона-лавки на станции Соблаго, 90-е прошлого века. Скриншот из к/ф "Бологое-Полоцкая", М-фильм 1997г.

С 1995 года по линии на участке Осташков-Бологое по чётным дням ходил "вагончик" - поезд из одного классного пассажирского вагона с тепловозом. Летом к нему прицепляли дополнительно второй вагон.

Пригородный поезд №6675 ("вагончик") сообщением Бологое-Осташков отправляется со станции Баталино, октябрь 2005г. Фото: Вадим Соболев
Пригородный поезд №6675 ("вагончик") сообщением Бологое-Осташков отправляется со станции Баталино, октябрь 2005г. Фото: Вадим Соболев

Отменён

В последние годы своего существования до 2014г. курсировал под номером №6676/6675. Осенью в период поспеванию на болотах клюквы был битком набит ягодниками и грибниками, существенно облегчая жизнь местному населению.

Сегодня этот поезд все же остался в ходу и курсирует под номером 5002/5001 в четверг и воскресенье. Пассажиров при этом не берёт. Парадокс, но гонять пустой вагон с тепловозом в Бологое на техническое обслуживание это выгодно, а брать по дороге хоть и немногочисленных пассажиров по тому же маршруту убыточно. Вот где логика?

Выброшенная на свалку маршрутная доска от "вагончика". Фото: Алексей Алексеев
Выброшенная на свалку маршрутная доска от "вагончика". Фото: Алексей Алексеев

На участке Великие-Луки - Назимово долгое время курсировала так называемая "гонялка", пригородный поезд с одним вагоном и тепловозом.

Отменён

В настоящее время этот поезд отменён, сообщение между Великими Луками и станцией Назимово возможно поездом №6693/6694 или по грунтовой автомобильной дороге.

На одной из станций Бологое-Полоцкой линии, 90-е годы прошлого века. Скриншот из к/ф "Бологое-Полоцкая", М-фильм 1997г.
На одной из станций Бологое-Полоцкой линии, 90-е годы прошлого века. Скриншот из к/ф "Бологое-Полоцкая", М-фильм 1997г.

Поезд сообщением Бологое-Великие Луки и встречный именуют в этом краю "горбатым" (после войны этот поезд состоял из трофейных немецких вагонов разных по высоте, которые и напоминали горбы). Сегодня одна пара этого пригородного поезда ежедневно курсирует всего раз в сутки на данном участке под номерами №6691/6692 на отрезке Бологое-Осташков и под номерами №6693/6694 от Осташкова до Великих Лук. Количество оставшихся вагонов в его составе всего два.

Золотая осень. Пригородный поезд №6692 Осташков-Бологое проследует через нечетную горловину станции Осташков, сентябрь 2015г. Фото: Алексей Алексеев
Золотая осень. Пригородный поезд №6692 Осташков-Бологое проследует через нечетную горловину станции Осташков, сентябрь 2015г. Фото: Алексей Алексеев

А когда-то ещё в 90-х прошлого столетия это был скорый поезд №291/292, курсировавший в составе 7-8 вагонов, в том числе один из них был вагон-лавка, развозивший хлеб по линии людям, живущим вдоль неё.

Скорый поезд №291 Бологое-Великие Луки отправляется со станции Чёрный Дор, середина 90-х ХХ века. Скриншот из к/ф "Бологое-Полоцкая", М-фильм 1997г.
Скорый поезд №291 Бологое-Великие Луки отправляется со станции Чёрный Дор, середина 90-х ХХ века. Скриншот из к/ф "Бологое-Полоцкая", М-фильм 1997г.

На зимнем графике по понедельникам и средам на участке Осташков-Великие Луки сообщения нет, но "подгонка" (тепловоз и два вагона) курсируют, перевозя воздух, а не пассажиров.

Интерьер межобластного классного вагона, курсирующего в составе пригородного поезда №6691 Бологое-Осташков. Фото: Алексей Алексеев
Интерьер межобластного классного вагона, курсирующего в составе пригородного поезда №6691 Бологое-Осташков. Фото: Алексей Алексеев

На станции Осташков ежедневно происходит скрещение двух "горбатых". Этот поезд остается самым регулярным и единственным средством сообщения.

"Скрещение" пригородных поездов на станции Осташков, август 2019г. Фото: Алексей Алексеев
"Скрещение" пригородных поездов на станции Осташков, август 2019г. Фото: Алексей Алексеев

Грустную картину субботнего уик-энда на отрешённой от мира магистрали здорово разбавляет паровоз, внося даже можно сказать праздничную атмосферу. Тот же поезд №6691/6692, что курсирует в остальные дни на участке Бологое-Осташков под тепловозом, в субботу раз в неделю идёт под паровой тягой несколько измененным расписанием, следуя номером №6697/6698.

Ретро-поезд №6697 Бологое-Осташков с пассажирским паровозом серии Су. Фото: Алексей Алексеев
Ретро-поезд №6697 Бологое-Осташков с пассажирским паровозом серии Су. Фото: Алексей Алексеев

Попеременно на линии в составе ретро-поезда можно было увидеть как работают роскошный пассажирский паровоз серии Су или "рабочая лошадка" мощный послевоенный товарный паровоз серии Л - знаменитая "Лебедянка".

Ретро-поезд №6698 Осташков-Бологое с товарным паровозом серии Л перед отправлением с начальной станции Осташков, август 2019г. Фото: Алексей Алексеев
Ретро-поезд №6698 Осташков-Бологое с товарным паровозом серии Л перед отправлением с начальной станции Осташков, август 2019г. Фото: Алексей Алексеев

И последний поезд этой железнодорожной сети - "ленинградский", также имевший в былые времена прозвище "чёрная стрела". В лучшие годы это был скорый поезд №111/112 Ленинград-Полоцк.

Пассажирский поезд №111 Ленинград-Полоцк прозванный в этих краях "Чёрная стрела" следует в Осташков, начало 1970-х. Фото из альбома ВОЛЖД "Бологое-Полоцкая - заповедная железная дорога"
Пассажирский поезд №111 Ленинград-Полоцк прозванный в этих краях "Чёрная стрела" следует в Осташков, начало 1970-х. Фото из альбома ВОЛЖД "Бологое-Полоцкая - заповедная железная дорога"

Затем после распада СССР плечо обслуживания стало сокращаться всё больше и больше. Сначала маршрут следования из С.Петербурга сделали до Невеля, а затем и вовсе только до Осташкова. Сегодня этот поезд имеет номер №189/190. Назначается только на летний период и на праздники.

Пассажирский поезд №189 С.Петербург-Осташков прибывает на 3-й путь станции Осташков, июль 2019г. Фото: Алексей Алексеев
Пассажирский поезд №189 С.Петербург-Осташков прибывает на 3-й путь станции Осташков, июль 2019г. Фото: Алексей Алексеев

Пик пассажирских перевозок на Бологое-Полоцкой пришёлся на 1989 год, когда летом, дополнительно, ходили ещё два поезда: Осташков-Калинин (нынешняя Тверь) и Осташков-Ленинград. Люди более старшего поколения могут ещё припомнить, ходивший здесь когда-то через Осташков, пассажирский поезд Киев-Мурманск.

Маршрутная доска от того самого дополнительного поезда Осташков-Ленинград, прикрученная на одном из гаражей в Осташкове. Фото: Алексей Алексеев
Маршрутная доска от того самого дополнительного поезда Осташков-Ленинград, прикрученная на одном из гаражей в Осташкове. Фото: Алексей Алексеев

До 1990 года на всем протяжении линии была установлена очень высокая скорость для неэлектрифицированого участка на теплотяге - 90 км/ч. И поезда не отставали от графика, во-первых потому, что линия использовалась как испытательный рельсовый полигон, и во-вторых на ней работали отличные специалисты. При этом Бологое-Полоцкая до сих пор остаётся единственным средством сообщения во многих местах Тверской и Псковской областей.

Пассажирский поезд №190 Осташков-С.Петербург проследует в районе 92 км, бывшая станция Чёрный Дор
Пассажирский поезд №190 Осташков-С.Петербург проследует в районе 92 км, бывшая станция Чёрный Дор

Что будет дальше и куда мы приехали в XXI веке?

В наши дни из-за плохого состояния пути, в связи с сокращением расходов на ремонт и содержание инфраструктуры, скорость на участке Бологое-Великие Луки ограничена до 60 км/ч, а на отдельных промежутках всего не более 40-50 км/ч. Сегодня практически все поезда так или иначе сокращены или отменены вовсе в целях "экономии средств". Основная причина, которую указывают в ответах на запросы об отмене поездов пассажирские компании-перевозчики - это спад пассажиропотока, что совсем неудивительно в регионе, который впал в глубокую социально-экономическую депрессию. Для наглядности привожу ниже динамику численности населения из районов Тверской области, через которые и проходит железная дорога (Осташковский, Пеновский, Андреапольский, Торопецкий).

-22

Данные двухлетней давности конечно уже не совсем актуальны, но динамика представленная в них за 15-ти летний период, говорит всё сама за себя. Причем дальнейшая динамика выглядит ещё печальнее.

Пассажиры и местные жители на станции Горовастица, 90-е прошлого века.  Скриншот из к/ф "Бологое-Полоцкая", М-фильм 1997г.
Пассажиры и местные жители на станции Горовастица, 90-е прошлого века. Скриншот из к/ф "Бологое-Полоцкая", М-фильм 1997г.

Так например по данным на 2019 год численность населения в Осташковском районе уже равна 21051 жителей. Т.е. за два неполных года сократилась почти на тысячу. Получается, что такими темпами сокращения численности населения от района через 20-25 лет ничего не останется...

Немногочисленные пассажиры на ОП "Горовастица" в наши дни садятся на пригородный поезд №6691 Бологое-Осташков, сентябрь 2019г. Фото: Алексей Алексей
Немногочисленные пассажиры на ОП "Горовастица" в наши дни садятся на пригородный поезд №6691 Бологое-Осташков, сентябрь 2019г. Фото: Алексей Алексей

Предпосылок к улучшению ситуации к сожалению нет. Федеральные власти полностью игнорируют политику развития регионов, которая напрочь отсутствует сегодня по всей России. Так куда мы приехали в новом 21 веке и будет ли дальнейший путь?

Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!

P.S. личная страничка для обратной связи автора канала, пишите мне буду рад в Instagram и ВК