Любопытно, что в 1970-х годах, ещё при паровой тяге, движение на линии было чрезвычайно напряженным, как говорят "не разъехаться". По всей дороге сплошным потоком шли нефтеналивные поезда на Латвию в порт Вентспилс, а оттуда в большом количестве обратно возвращался порожняк.
В отличии от грузового, интенсивного пассажирского движения Бологое-Полоцкая дорога не знала никогда. И тем не менее для этой местности, с учетом того количества населения что здесь когда-то проживало, этого было вполне достаточно. В былые времена здесь всегда ходили две, летом - три пары пассажирских поездов в сутки. В 1950-х годах фирменный поезд №45 "Селигер" Москва-Осташков шёл через Бушевец и Фирово.
Издавна, путь пассажирского поезда из Осташкова на Москву проходил через Селижарово и Торжок. Вначале это был поезд №65/66, затем 665/666, а с 1999 года по просьбе многочисленных туристов, не желающих ездить на поезде из "дьявольских" шестёрок, ему присвоили номер 603/604.
После начала нулевых, руководители Октябрьской железной дороги и ФПК долго и упорно на протяжении многих лет пытались всеми силами отменить этот поезд, где он оставался единственным средством сообщения.
Отменён
Местным жителям и туристам, у которых он пользовался популярностью, "московский" удавалось все же отстоять. Но в конечном итоге антигуманным планам по отмене поезда №603/604 сбылось свершиться и 15 марта 2015 года отправился последний поезд из Осташкова в столицу нашей Родины. В последние годы курсирования он ходил под номером №683/684.
Так в одночасье старинный уездный город Осташков и туристический Селигер полностью лишились железнодорожного сообщения с Москвой. А местные жители из труднодоступных уголков на селижаровской линии Торжок-Соблаго потеряли (где нет других дорог кроме железной) средство регулярного сообщения с цивилизацией.
Трехвагонный поезд №653/654 Осташков-Торжок, прозванный "снежинка" якобы потому, что он короткий и, как снежинка, мелькает зимой в пространстве леса среди деревьев, остаётся после отмены "московского" последним средством сообщения на селижаровской линии.
Давно уже утратив свой гордый трехзначный номер поезда дальнего следования (как и количество вагонов в его составе, сократившееся всего до одного), сегодня он курсирует под номерами №6955/6956 от Осташкова до Кувшиново всего два раза в неделю, понедельник и пятницу. Утром он отправляется из Осташкова, а вечером в тот же день приходит обратно.
Таким образом на участке Кувшиново-Торжок сегодня полностью прекращено всякое пассажирское сообщение по железной дороге. Благо там параллельно железной дороге проходит автомобильная трасса Осташков-Торжок.
С 1995 года по линии на участке Осташков-Бологое по чётным дням ходил "вагончик" - поезд из одного классного пассажирского вагона с тепловозом. Летом к нему прицепляли дополнительно второй вагон.
Отменён
В последние годы своего существования до 2014г. курсировал под номером №6676/6675. Осенью в период поспеванию на болотах клюквы был битком набит ягодниками и грибниками, существенно облегчая жизнь местному населению.
Сегодня этот поезд все же остался в ходу и курсирует под номером 5002/5001 в четверг и воскресенье. Пассажиров при этом не берёт. Парадокс, но гонять пустой вагон с тепловозом в Бологое на техническое обслуживание это выгодно, а брать по дороге хоть и немногочисленных пассажиров по тому же маршруту убыточно. Вот где логика?
На участке Великие-Луки - Назимово долгое время курсировала так называемая "гонялка", пригородный поезд с одним вагоном и тепловозом.
Отменён
В настоящее время этот поезд отменён, сообщение между Великими Луками и станцией Назимово возможно поездом №6693/6694 или по грунтовой автомобильной дороге.
Поезд сообщением Бологое-Великие Луки и встречный именуют в этом краю "горбатым" (после войны этот поезд состоял из трофейных немецких вагонов разных по высоте, которые и напоминали горбы). Сегодня одна пара этого пригородного поезда ежедневно курсирует всего раз в сутки на данном участке под номерами №6691/6692 на отрезке Бологое-Осташков и под номерами №6693/6694 от Осташкова до Великих Лук. Количество оставшихся вагонов в его составе всего два.
А когда-то ещё в 90-х прошлого столетия это был скорый поезд №291/292, курсировавший в составе 7-8 вагонов, в том числе один из них был вагон-лавка, развозивший хлеб по линии людям, живущим вдоль неё.
На зимнем графике по понедельникам и средам на участке Осташков-Великие Луки сообщения нет, но "подгонка" (тепловоз и два вагона) курсируют, перевозя воздух, а не пассажиров.
На станции Осташков ежедневно происходит скрещение двух "горбатых". Этот поезд остается самым регулярным и единственным средством сообщения.
Грустную картину субботнего уик-энда на отрешённой от мира магистрали здорово разбавляет паровоз, внося даже можно сказать праздничную атмосферу. Тот же поезд №6691/6692, что курсирует в остальные дни на участке Бологое-Осташков под тепловозом, в субботу раз в неделю идёт под паровой тягой несколько измененным расписанием, следуя номером №6697/6698.
Попеременно на линии в составе ретро-поезда можно было увидеть как работают роскошный пассажирский паровоз серии Су или "рабочая лошадка" мощный послевоенный товарный паровоз серии Л - знаменитая "Лебедянка".
И последний поезд этой железнодорожной сети - "ленинградский", также имевший в былые времена прозвище "чёрная стрела". В лучшие годы это был скорый поезд №111/112 Ленинград-Полоцк.
Затем после распада СССР плечо обслуживания стало сокращаться всё больше и больше. Сначала маршрут следования из С.Петербурга сделали до Невеля, а затем и вовсе только до Осташкова. Сегодня этот поезд имеет номер №189/190. Назначается только на летний период и на праздники.
Пик пассажирских перевозок на Бологое-Полоцкой пришёлся на 1989 год, когда летом, дополнительно, ходили ещё два поезда: Осташков-Калинин (нынешняя Тверь) и Осташков-Ленинград. Люди более старшего поколения могут ещё припомнить, ходивший здесь когда-то через Осташков, пассажирский поезд Киев-Мурманск.
До 1990 года на всем протяжении линии была установлена очень высокая скорость для неэлектрифицированого участка на теплотяге - 90 км/ч. И поезда не отставали от графика, во-первых потому, что линия использовалась как испытательный рельсовый полигон, и во-вторых на ней работали отличные специалисты. При этом Бологое-Полоцкая до сих пор остаётся единственным средством сообщения во многих местах Тверской и Псковской областей.
Что будет дальше и куда мы приехали в XXI веке?
В наши дни из-за плохого состояния пути, в связи с сокращением расходов на ремонт и содержание инфраструктуры, скорость на участке Бологое-Великие Луки ограничена до 60 км/ч, а на отдельных промежутках всего не более 40-50 км/ч. Сегодня практически все поезда так или иначе сокращены или отменены вовсе в целях "экономии средств". Основная причина, которую указывают в ответах на запросы об отмене поездов пассажирские компании-перевозчики - это спад пассажиропотока, что совсем неудивительно в регионе, который впал в глубокую социально-экономическую депрессию. Для наглядности привожу ниже динамику численности населения из районов Тверской области, через которые и проходит железная дорога (Осташковский, Пеновский, Андреапольский, Торопецкий).
Данные двухлетней давности конечно уже не совсем актуальны, но динамика представленная в них за 15-ти летний период, говорит всё сама за себя. Причем дальнейшая динамика выглядит ещё печальнее.
Так например по данным на 2019 год численность населения в Осташковском районе уже равна 21051 жителей. Т.е. за два неполных года сократилась почти на тысячу. Получается, что такими темпами сокращения численности населения от района через 20-25 лет ничего не останется...
Предпосылок к улучшению ситуации к сожалению нет. Федеральные власти полностью игнорируют политику развития регионов, которая напрочь отсутствует сегодня по всей России. Так куда мы приехали в новом 21 веке и будет ли дальнейший путь?
Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!
P.S. личная страничка для обратной связи автора канала, пишите мне буду рад в Instagram и ВК