Найти в Дзене
«Заповѣдная магистраль»

Что это за странный "тяни-толкай" с одним вагоном и двумя тепловозами

Резерв из двух тепловозов серий ТЭП70, ТЭП70БС и одним классным межобластным вагоном на перегоне Осташков-Фирово следуют на Бологое. Фото: Сергей Смирнов
Резерв из двух тепловозов серий ТЭП70, ТЭП70БС и одним классным межобластным вагоном на перегоне Осташков-Фирово следуют на Бологое. Фото: Сергей Смирнов

Увидев подобного рода картину, рядовой читатель может прийти скажем так в некоторое замешательство. Зачем, спросите вы, на один вагон с двух сторон прицеплено аж два мощных магистральных тепловоза серии ТЭП70 в 4000 л.с. (2942 кВт)? В сущности это же перерасход средств и пережёг дорогостоящего дизельного топлива, не иначе так сказать.

У меня например, когда впервые увидел такую картину, невольно возникла ассоциация с подобного рода "тяни-толкаями" из позапрошлого века, где ученые умы инженеров предлагали и воплощали в жизнь вот такие варианты сочлененного паровоза для выполнения как магистральной работы по вождению поездов, так и удобства маневровых передвижений на станции.

Паровоз типа Ферли Тамбово-Саратовской ЖД, постройки завода Шарп&Стюарт Ко 1871 года. Фото из открытых источников в сети
Паровоз типа Ферли Тамбово-Саратовской ЖД, постройки завода Шарп&Стюарт Ко 1871 года. Фото из открытых источников в сети

Однако ничего общего у этой ситуации, которую довольно часто можно увидеть в наши дни на Бологое-Полоцкой с тяни-толкаями из прошлых паровозных времён конечно же нет.

Это просто резерв из локомотивов, сформированный таким образом на станции Осташков и следующий в Бологое для прохождения ТО (технического обслуживания). Первый тепловоз с классным пассажирским, что следует в голове, из под "вагончика" на Кувшиново, оставшегося от той самой "Снежинки" (о ней я рассказывал уже ранее) мелькающей по понедельникам и пятницам на селижаровской линии Соблаго-Торжок. И второй тепловоз из под поезда №189 сообщением С.Петербург-Осташков, современник той самой "Чёрной стрелы", поезда №111/112 Ленинград-Полоцк. В наши дни это оскорбительное прозвище стало уже забываться и практически ушло в прошлое. Теперь №189/190 это обычный провинциальный поезд дальнего следования без особого комфорта и как правило старенькими вагонами федеральной пассажирской компании ФПК.

Поезд №189 С.Петербург-Осташков прибывает на конечную станцию, май 2019г. Фото: Алексей Алексеев
Поезд №189 С.Петербург-Осташков прибывает на конечную станцию, май 2019г. Фото: Алексей Алексеев

Назначается 189/190 только на лето и праздники. В субботу следует из С.Петербурга в Осташков, прибывая утром в 09:35 и отправляется обратно в воскресенье в 12:50 по прибытию в Осташков "Горбатого".

Однако если поезд назначается на праздники, с обратным возвращением в Петербург не на следующий день после прибытия, то с целью исключения простоя тепловоза без работы в Осташкове, тот и прицепляют к резерву на Бологое зачастую в хвост, тем самым и получается вот такой тяни толкай.

Резерв из Осташкова на Бологое с двумя тепловозами, классным пассажирским вагоном и вагоном из под снегоуборочной машины СМ следует на перегоне Осташков-Фирово, Бологое-Полоцкая линия ОКТ ж.д. Фото: Сергей Смирнов
Резерв из Осташкова на Бологое с двумя тепловозами, классным пассажирским вагоном и вагоном из под снегоуборочной машины СМ следует на перегоне Осташков-Фирово, Бологое-Полоцкая линия ОКТ ж.д. Фото: Сергей Смирнов
На станции Фирово во время пробных поездок на паровой тяге был замечен вот такой "тяни-толкай". Фото: Михаил Кончиц
На станции Фирово во время пробных поездок на паровой тяге был замечен вот такой "тяни-толкай". Фото: Михаил Кончиц

Либо зачастую можно увидеть в хвосте этого поезда осташковский маневровый, прицепленный к "вагончику".

Ещё один вариант "тяни-толкая" на Бологое-Полоцкой дороге: резерв на Бологое с тепловозом ТЭП70БС и классным вагоном, а в хвосте маневровый из Осташкова. Фото: Алексей Алексеев
Ещё один вариант "тяни-толкая" на Бологое-Полоцкой дороге: резерв на Бологое с тепловозом ТЭП70БС и классным вагоном, а в хвосте маневровый из Осташкова. Фото: Алексей Алексеев

Участок малодеятельный, использующий полуавтоматическую блокировку (это когда на перегоне может находится только один поезд), после закрытия целого ряда станций образовались огромные перегоны, как например Осташков-Фирово протяженностью в 56 км. К слову сказать это ровно половина пути из Осташкова в Бологое (112 км). При этом теперь и разъехаться здесь негде между Осташковым и Форово. Станция Горовастица была закрыта ещё в конце 1980-х, а Чёрный Дор законсервировали в 2001г. Поэтому чтобы не гонять отдельно маневровый его объединяют с резервом на Бологое.

Закрытая в ноябре 2001 года станция Чёрный Дор, вид с тыльной стороны заколоченного вокзала и виднеющаяся на заднем плане водонапорная башня. Фото: Алексей Алексеев
Закрытая в ноябре 2001 года станция Чёрный Дор, вид с тыльной стороны заколоченного вокзала и виднеющаяся на заднем плане водонапорная башня. Фото: Алексей Алексеев

Когда оба тепловоза из Осташкова следуют на ТО в Бологое картина формирования выглядит вот так и уже не напоминает нам "тяни-толкай".

Станция Фирово, резерв из Осташкова следует на Бологое. Фото: Алексей Алексеев
Станция Фирово, резерв из Осташкова следует на Бологое. Фото: Алексей Алексеев

К слову сказать вот этот маневровый тепловоз ТЭМ18ДМ и пассажирский ТЭП70БС с классным вагоном это всё что осталось на станции Осташков как поезда собственного формирования. Маневровая работа да вагончик на Кувшиново. А когда-то в Осташкове было собственное локомотивное депо с приписным парком тепловозов, поезд Осташков-Москва, Осташков-Торжок, Осташков-Бологое и в 1989г. ходил ещё дополнительно Осташков-Калинин (нынешняя Тверь).

Возвращаясь вечером из Бологое на Осташков, после того как уже днём по участку пройдёт одна пара пригородных поездов сообщением Бологое-Великие Луки (и встречного направления) в 19:30 прибудет на конечную в Луки, этот маленький поезд стучит колёсами в глуши Бологое-Полоцкой один единственный, нарушая здешнюю тишину безлюдного пространства леса на всем участке в 310 км.

Маленький поезд №5001 Бологое-Осташков (резерв) следует в глуши линии на 103 км дистанции Бологое-Полоцкой. Фото: Алексей Алексеев
Маленький поезд №5001 Бологое-Осташков (резерв) следует в глуши линии на 103 км дистанции Бологое-Полоцкой. Фото: Алексей Алексеев

Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль" , чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!

Личная страничка для обратной связи автора канала, пишите мне буду рад в Instagram и ВК