Этот многим уже знакомый труженик отечественных стальных магистралей уже давным давно примелькался глазу на наших дорогах. Прямоугольные блочные буферные фонари, регулируемый мётельник и скошенные против всех правил аэродинамики лобовые окна как на капитанском мостике корабля - придают очень брутальный вид этому мощному советскому двухсекционному тепловозу.
Говоря о скошенных под углом во внутрь кабины лобовых стеклах скажу, что сделано это было конструкторами не случайно.
Аэродинамика у всех советских тепловозов откровенно говоря никакая, да и собственно она и не играет никакой особой роли на скоростях до 80 км/ч, с которыми принято водить грузовые поезда по нашим магистралям.
Воздушный противопоток в этом случае ничтожно мал для такой махины общей номинальной мощностью в две соединенные секции 6000 л.с., бегущей по гладкой поверхности катания рельсов. Гораздо важнее для повседневной эксплуатации - это удобство работы для локомотивной бригады, хороший обзор и отсутствие бликов от пульта управления в тёмное время суток.
А при заходе под состав, машинист встав на своём рабочем месте, может лучше контролировать процесс прицепки тепловоза.
В былые советские времена грузовое движение на линии Бологое-Полоцкой в основном осуществлялось тепловозами серии 2М62 "двойными машками", как их ласково называли локомотивные бригады. Я уже о них рассказывал ранее здесь на своём канале. До 2000 года пока не закрыли на участке Бологое-Великие Луки транзитное грузовое движение именно 2М62 и выполняли здесь в основном всю работу. Это менее мощные тепловозы, всего 4000 л.с. на две секции, на треть слабее "боингов".
Взглянув даже на приписной парк обслуживающего когда-то это плечо локомотивного депо Осташков ТЧ-34, очень хорошо видно преобладание тепловозов 2М62 "двойных машек". Приписных 2ТЭ116 было всего три.
Тащить тяжелый грузовой по участку от Осташкова до Великих Лук или обратно с критической для тепловозов 2М62 массой в 4800 тонн или 4600 тонн локомотивным бригадам было куда конечно же ловчее на "боинге", который играючи с таким составом залезал во всё подъёмы.
А если доставалось везти поезд гораздо меньшего веса, скажем нужно было притащить из Великих Лук порожняк массой всего к примеру 1700 тонн, на тепловозах 2ТЭ116 начиная с №1600 девятого вариантов исполнения электросхемы была возможность, щёлкнув специальным тумблером на пульте управления машиниста, перевести ведомую секцию в режим холостого хода для экономии дизельного топлива.
Вариантов исполнения электрических схем тепловоза 2ТЭ116, находящихся на сегодняшний день в эксплуатации на российских железных дорогах, насчитывается девять в зависимости от номеров по выпускам модификаций:
4 вариант с №118
5 вариант с №524
7 вариант с №1014
8 вариант с №1152
9 вариант с №1600
Здесь на фото, представленном ниже, мы видим тепловоз 2ТЭ116 одного из ранних выпусков, 4 вариант электросхемы, с характерным трубчатым путеочистителем (мётельником).
Турбина и компрессор
И напоследок о самом интересном. Так за что же этот советский тепловоз локомотивные бригады прозвали подобно знаменитому самолёту "боингом"? Отвечаю - за характерный свист набирающего обороты во время разгона тепловоза под нагрузкой турбокомпрессора, очень похожий на гул от взлетающего боинга. Турбокомпрессор - технический термин состоящий как мы видим из двух слов: турбина и компрессор.
Вот так выглядит установленный на дизеле тепловоза турбокомпрессор, вверху слева, обозначен цифрой 1.
Турбина работает за счёт выхода выхлопных газов из выпускного коллектора, которые её и раскручивают. Она взаимодействует с компрессором (турбокомпрессор - узел выполненный одним целым), нагнетающим воздух в цилиндры дизеля, создавая турбонаддув.
Лучше как говориться один раз увидеть, чем сто раз услышать. Внизу небольшой видеоролик, в котором автор канала отравляется со станции Осташков с грузовым поездом на "боинге" под свист набирающего обороты турбокомпрессора.
"Боинг" или "фантомас"
В некоторых депо тепловозы 2ТЭ116 кличут ещё "фантомас". По мне так "фантомас"- это внешне очень похожий на 2ТЭ116 тепловоз серии 2ТЭ10М с двухтактным дизелем типа 10Д100, которые прославились тем, что нещадно чадят копотью из выхлопных труб. В локомотивном депо Осташков ТЧ-34, Бологое ТЧ-4, Великих Луках ТЧ-31, Ржев ТЧ-32 на ОКТ ж.д. я слышал именно "боинг" когда говорят о 116-х. Что думаете по этому вопросу - пишите в комментариях.
Хотя клички это не научно-техническая информация, требующая особой точности. Некоторые "умники" в комментариях пытались мне грубить, вместо того чтобы вести культурный диалог и конструктивное обсуждение вопроса. Я таких сразу отправляю в бан.
Так например трофейный немецкий паровоз серии ТЭ (тип BR52) наши деды как только не называли: "фашист", "германка" и самое распространенное - "фрау".
Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль" , чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!
P.S. личная страничка для обратной связи автора канала, пишите мне буду рад в Instagram и ВК