Найти в Дзене
«Заповѣдная магистраль»

Не такой как у Аэрофлота. "Боинг" или "фантомас" стальных магистралей - грузовой тепловоз 2ТЭ116

Оглавление
Грузовой поезд с тепловозом 2ТЭ116 прозванный локомотивными бригадами "боинг" отправляется со станции Соблаго. Фото: Денис Доронин
Грузовой поезд с тепловозом 2ТЭ116 прозванный локомотивными бригадами "боинг" отправляется со станции Соблаго. Фото: Денис Доронин

Этот многим уже знакомый труженик отечественных стальных магистралей уже давным давно примелькался глазу на наших дорогах. Прямоугольные блочные буферные фонари, регулируемый мётельник и скошенные против всех правил аэродинамики лобовые окна как на капитанском мостике корабля - придают очень брутальный вид этому мощному советскому двухсекционному тепловозу.

Вид из кабины тепловоза 2ТЭ116, Бологое-Полоцкая линия ОКТ ж.д., перегон Осташков-Фирово. Фото: Алексей Алексеев
Вид из кабины тепловоза 2ТЭ116, Бологое-Полоцкая линия ОКТ ж.д., перегон Осташков-Фирово. Фото: Алексей Алексеев

Говоря о скошенных под углом во внутрь кабины лобовых стеклах скажу, что сделано это было конструкторами не случайно.

Тепловоз 2ТЭ116 у подменного пункта локомотивных бригад в Осташкове. Фото: Алексей Алексеев
Тепловоз 2ТЭ116 у подменного пункта локомотивных бригад в Осташкове. Фото: Алексей Алексеев

Аэродинамика у всех советских тепловозов откровенно говоря никакая, да и собственно она и не играет никакой особой роли на скоростях до 80 км/ч, с которыми принято водить грузовые поезда по нашим магистралям.

На этом фото хорошо виден характерный скос под углом против ветра лобовых стёкол тепловоза 2ТЭ116. На территории депо Великие Луки ТЧ-31, 2018г. Фото: Алексей Алексеев
На этом фото хорошо виден характерный скос под углом против ветра лобовых стёкол тепловоза 2ТЭ116. На территории депо Великие Луки ТЧ-31, 2018г. Фото: Алексей Алексеев

Воздушный противопоток в этом случае ничтожно мал для такой махины общей номинальной мощностью в две соединенные секции 6000 л.с., бегущей по гладкой поверхности катания рельсов. Гораздо важнее для повседневной эксплуатации - это удобство работы для локомотивной бригады, хороший обзор и отсутствие бликов от пульта управления в тёмное время суток.

Вид с рабочего места машиниста в тепловозе 2ТЭ116. Фото: Алексей Алексеев
Вид с рабочего места машиниста в тепловозе 2ТЭ116. Фото: Алексей Алексеев

А при заходе под состав, машинист встав на своём рабочем месте, может лучше контролировать процесс прицепки тепловоза.

Тепловоз 2ТЭ116 со сборным следует на 116 км дистанции пути Бологое-Полоцкой линии, перегон Осташков-Пено. Фото: Алексей Алексеев
Тепловоз 2ТЭ116 со сборным следует на 116 км дистанции пути Бологое-Полоцкой линии, перегон Осташков-Пено. Фото: Алексей Алексеев

В былые советские времена грузовое движение на линии Бологое-Полоцкой в основном осуществлялось тепловозами серии 2М62 "двойными машками", как их ласково называли локомотивные бригады. Я уже о них рассказывал ранее здесь на своём канале. До 2000 года пока не закрыли на участке Бологое-Великие Луки транзитное грузовое движение именно 2М62 и выполняли здесь в основном всю работу. Это менее мощные тепловозы, всего 4000 л.с. на две секции, на треть слабее "боингов".

Тепловоз серии 2М62 со снегоуборочной машиной СМ работает по станции Пено. Фото:  Денис Доронин
Тепловоз серии 2М62 со снегоуборочной машиной СМ работает по станции Пено. Фото: Денис Доронин

Взглянув даже на приписной парк обслуживающего когда-то это плечо локомотивного депо Осташков ТЧ-34, очень хорошо видно преобладание тепловозов 2М62 "двойных машек". Приписных 2ТЭ116 было всего три.

-8

Тащить тяжелый грузовой по участку от Осташкова до Великих Лук или обратно с критической для тепловозов 2М62 массой в 4800 тонн или 4600 тонн локомотивным бригадам было куда конечно же ловчее на "боинге", который играючи с таким составом залезал во всё подъёмы.

Выписка из приказа на участок Бологое - Великие Луки
Выписка из приказа на участок Бологое - Великие Луки

А если доставалось везти поезд гораздо меньшего веса, скажем нужно было притащить из Великих Лук порожняк массой всего к примеру 1700 тонн, на тепловозах 2ТЭ116 начиная с №1600 девятого вариантов исполнения электросхемы была возможность, щёлкнув специальным тумблером на пульте управления машиниста, перевести ведомую секцию в режим холостого хода для экономии дизельного топлива.

Пульт управления и контроллер машиниста на тепловозе серии 2ТЭ116, 5-й вариант электросхемы ещё без тумблера ТХ (холостой ход). Фото: Алексей Алексеев
Пульт управления и контроллер машиниста на тепловозе серии 2ТЭ116, 5-й вариант электросхемы ещё без тумблера ТХ (холостой ход). Фото: Алексей Алексеев
Тепловоз серии 2ТЭ116 с небольшим по весу сборным порожним поездом следует на перегоне Торопец-Андреаполь, Бологое-Полоцкая линия ОКТ ж.д. Фото: Алексей Алексеев
Тепловоз серии 2ТЭ116 с небольшим по весу сборным порожним поездом следует на перегоне Торопец-Андреаполь, Бологое-Полоцкая линия ОКТ ж.д. Фото: Алексей Алексеев

Вариантов исполнения электрических схем тепловоза 2ТЭ116, находящихся на сегодняшний день в эксплуатации на российских железных дорогах, насчитывается девять в зависимости от номеров по выпускам модификаций:

4 вариант с №118
5 вариант с №524
7 вариант с №1014
8 вариант с №1152
9 вариант с №1600

Здесь на фото, представленном ниже, мы видим тепловоз 2ТЭ116 одного из ранних выпусков, 4 вариант электросхемы, с характерным трубчатым путеочистителем (мётельником).

Тепловоз 2ТЭ116 со грузовым поездом следует на 258 км дистанции пути Бологое-Полоцкой линии, бывшая станция Скворцово, перегон Торопец-Назимово. Фото: Денис Доронин
Тепловоз 2ТЭ116 со грузовым поездом следует на 258 км дистанции пути Бологое-Полоцкой линии, бывшая станция Скворцово, перегон Торопец-Назимово. Фото: Денис Доронин

Турбина и компрессор

И напоследок о самом интересном. Так за что же этот советский тепловоз локомотивные бригады прозвали подобно знаменитому самолёту "боингом"? Отвечаю - за характерный свист набирающего обороты во время разгона тепловоза под нагрузкой турбокомпрессора, очень похожий на гул от взлетающего боинга. Турбокомпрессор - технический термин состоящий как мы видим из двух слов: турбина и компрессор.

Общее устройство турбокомпрессора тепловоза 2ТЭ116
Общее устройство турбокомпрессора тепловоза 2ТЭ116

Вот так выглядит установленный на дизеле тепловоза турбокомпрессор, вверху слева, обозначен цифрой 1.

Четырехтактный дизель тепловоза 2ТЭ116 типа 5Д49
Четырехтактный дизель тепловоза 2ТЭ116 типа 5Д49

Турбина работает за счёт выхода выхлопных газов из выпускного коллектора, которые её и раскручивают. Она взаимодействует с компрессором (турбокомпрессор - узел выполненный одним целым), нагнетающим воздух в цилиндры дизеля, создавая турбонаддув.

Лучше как говориться один раз увидеть, чем сто раз услышать. Внизу небольшой видеоролик, в котором автор канала отравляется со станции Осташков с грузовым поездом на "боинге" под свист набирающего обороты турбокомпрессора.

"Боинг" или "фантомас"

В некоторых депо тепловозы 2ТЭ116 кличут ещё "фантомас". По мне так "фантомас"- это внешне очень похожий на 2ТЭ116 тепловоз серии 2ТЭ10М с двухтактным дизелем типа 10Д100, которые прославились тем, что нещадно чадят копотью из выхлопных труб. В локомотивном депо Осташков ТЧ-34, Бологое ТЧ-4, Великих Луках ТЧ-31, Ржев ТЧ-32 на ОКТ ж.д. я слышал именно "боинг" когда говорят о 116-х. Что думаете по этому вопросу - пишите в комментариях.

Тепловоз серии 2ТЭ10М с двухтактным дизелем типа 10Д100. Фото с сайта foto-rzd.com
Тепловоз серии 2ТЭ10М с двухтактным дизелем типа 10Д100. Фото с сайта foto-rzd.com

Хотя клички это не научно-техническая информация, требующая особой точности. Некоторые "умники" в комментариях пытались мне грубить, вместо того чтобы вести культурный диалог и конструктивное обсуждение вопроса. Я таких сразу отправляю в бан.

Так например трофейный немецкий паровоз серии ТЭ (тип BR52) наши деды как только не называли: "фашист", "германка" и самое распространенное - "фрау".

Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль" , чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!

P.S. личная страничка для обратной связи автора канала, пишите мне буду рад в Instagram и ВК