Найти тему
Грибанов Роман

Хиппи из "Детского мира"

Группа "Детский мир"
Группа "Детский мир"

Говорят, кто жил в 90-е, их просто не помнит. Отчасти верное утверждение, но вот выступления челябинской группы «Детский мир» свидетели того лихого десятилетия не забудут никогда. Парни вернули уральским зрителям фолк-рок в его первозданном качестве – безудержного веселья, всеобщего ухарства и братания. Обычный человек, проходя мимо выступающих прямо на улице ребят с гитарами и бас-балалайкой, мог задержаться около них на секунду, а остаться на всю жизнь. Коллектив обладал потрясающим жизнелюбием, которого в адские 90-е так всем не хватало. «СЧАСТЬЯ ДЛЯ ВСЕХ, ДАРОМ, И ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЕТ ОБИЖЕННЫЙ!» - слова Рэдрика Шухарта были творческим девизом челябинского ансамбля.

- В начале 90-х мы все вместе учились в «кульке» на Горького - Челябинском училище культуры, - рассказывает участник «Детского Мира» Антон Еремеев. - Образовалась компания по интересам, причем челябинец я был один, остальные – приезжие, жили в общежитии, где и пели, и пили, и тусовалась, и репетировали. Я учился на руководителя оркестра народных инструментов, «народниками» также были будущие участники «Детского мира» - Витамин, Женя Мурзиков, Андрюха Бабошин. Вместе с нами зависал в общаге парень со старшего курса Андрей Дубынин. Он сейчас живет в Аше, у него свой музыкальный балалаечный проект «Ухари», очень авторитетный на российской фолк-сцене. Андрей уже выпускался и в качестве дипломной работы должен был собрать свой ансамбль. Вот он нашу тусовку и объединил в коллектив. Сварганили несколько песен, прямо там в общаге. Бабошин обычно вбрасывал первое четверостишие, тут же на него придумывалась музыка и дальше всей компанией сочинялась песня. То есть абсолютно коллективное творчество, при этом весь процесс сочинения был чрезвычайно веселым и ненапряжным, нам была в кайф такая игра.

Типичная репетиция "Детского мира". Веселье через край!
Типичная репетиция "Детского мира". Веселье через край!

Позже в компанию влились скрипачка Юля Цыбикова, и «братья-татары» Ралиф Газалтдинов и Ришат Лукманов, поступившие в училище культуры на дирижерско-хоровое отделение. Ришату была вручена контрабас-балалайка - самый большой по размерам, а по динамике самый мощный и низкий по тону музыкальный инструмент семейства балалаек. С такой штукой уже не страшно было выйти на публику… Ралиф же взял пустую жестяную банку из-под кофе, засыпал туда горстку риса – получилась перкуссия.

Слава «Детского мира» началась буквально из-под земли, первая точка выступления группы была… в подземном переходе у обкома КПСС. И переход немедленно стал в начале 90-х местом сбора многих челябинских неформалов.

- Мы читали в газетах и видели по телику, что в Москве и Питере музыканты часто играют на улицах и в подземных переходах, - рассказывает Антон Еремеев. - Ничего подобного в суровом Челябинске до этого не было. Вот нам и захотелось попробовать. Мы же с акустическими инструментами все, никакого подключения, никаких динамиков и пультов не нужно – спустился под землю, достал гитары и вперед. Было очень смешно и немного страшно. Гопники ведь тоже регулярно в переход наведывались и пытались нас гонять.

Выступление в подземном переходе
Выступление в подземном переходе

Впятером в Челябинске на улице не выступал тогда никто и никогда, поэтому «Детский мир» сразу привлек к себе внимание публики. Играла роль и материальная заинтересованность, достаточно было час поиграть в переходе, чтобы обеспечить себя едой и выпивкой на сутки. Даже когда «Детский мир» уже стал штатным ансамблем челябинского Камерного театра, все равно артисты ходили играть на улицу. Но уже не столько ради денег, а просто из-за тусовочного настроения. Вокруг «Детского мира» тогда собиралась большая компания, всем было очень весело. Челябинск начала 90-х напоминал хиппующий Сан-Франциско начала 60-х. Группе каким-то чудом в пользование отдали дом на улице Российской, возле бассейна «Электрометаллург». Жильцы оттуда уже уехали, он шел под снос, и молодежи с гитарами разрешили в нем временно пожить. Вслушайтесь еще раз... Музыкантам. Отдали. Дом. Чудо!

- Мы сами восстановили в помещении электроснабжение, знакомый электрик Леха Клюкин на «когтях» залез на столб, протянул провод, и мы начали там жить большой хиппистской коммуной человек в 50, - вспоминает Ралиф Газалтдинов. - Пели песни, сочиняли музыку, пили спирт, спали-ели. Одна комната была полностью застелена матрасами, на которых вперемешку ночевали музыканты, тусовщики, даже бизнесмены, которые прятались у нас от бандитов, времена-то были лихие 90-е.

Первое выступление не на улице, а на нормальной сцене у «Детского мира» состоялось на фестивале «АкуРок», который проходил в актовом зале пединститута. Музыканты тогда с помощью знакомых хореографов захотели устроить не только выступление, но и шоу. Знали, что крутые западные звезды в угаре концерта ломают на сцене свои инструменты. Ну и решили, что «Детский мир» в Челябинске в этом плане будет первым. Попросили в училищной инструменталке старый балалаечный контрабас и придумали его красиво расколбасить. Он здоровый, занимал значительную площадь сцены, и момент его разлома по плану парней из культпрсветучилища должен был смотреться очень круто – группа The Who отдыхает. Но получилось еще круче, чем планировали. Могучей балалайкой был произведен гигантский замах, инструмент сокрушительно врезался в сцену и… перерубил силовой кабель, после чего во всем зале мгновенно погас свет и воцарилась полная тишина. А потом – свист и гром аплодисментов. Эффект был потрясающий!

Бас-балайка внушала к группе уважение
Бас-балайка внушала к группе уважение

- На нормальной сцене мы играли не так часто, разве что в ходе больших фестивалей. Нас же озвучить сложно – шесть голосов, шесть акустических инструментов, где столько микрофонов взять, - говорит Ралиф Газалтдинов. - Как-то «Детский мир» вписали в какую-то рок-солянку, и мы решили вообще не лезть на сцену, а играли прямо в вестибюле, без всякой подзвучки, по-уличному.

Живые выступления «Детского мира» влюбляли в группу любую публику сразу. И сразу же от многих людей звучало: «А как послушать ваш альбом?». И альбом с помощью известного челябинского музыканта и звукорежиссера Дмитрия Локтионова группа даже стала записывать. С подсказок мастера новички пытались все делать правильно, работать наложениями, поочередно прописывая партии инструментов и голосов. Но регулярно скатывались в шумное веселье, интенсивной работе все время мешало желание пообщаться друг с другом и немного употребить, что профессионала Локтионова иногда злило. Хотя он искренне без малейшего шкурного интереса пытался записать отвязных раздолбайских чуваков, толком не умеющих играть. Тем не менее альбом сделали, но не издали его. Копии бродили по Челябинску и Москве, что-то попало на радио через Вахтанга Махарадзе. К сожалению, оригинал альбома теперь утерян.

По крайней мере, с помощью той записи у Локтионова «Детский мир» заинтересовал ряд продюсеров, ансамбль получил приглашение поучаствовать в нескольких музыкальных фестивалях в Челябинске, Магнитогорске, Тюмени. Удачно коллектив блеснул на фестивале Rock-Line в 98-м году в Перми. А потом случилась гастрольная поездка во Францию.

-5

- В Париж, если честно, мы попали без всякого демо, абсолютно случайно, - признается Ралиф Газалтдинов. - Тогда в Челябинск приехала большая делегация из Франции. Местные чиновники из комитета по делам молодежи повели их культурно обедать в ресторан «Южный Урал», а там зал набит братвой в трениках. Среди французов половина – негры и арабы. Братва давай возникать: «Чё за обезьяны-на в нормальный кабак пожаловали-на?!». Чиновники видели нас в переходе, ну и прибежали. «Вы – неформалы? Вот и придумайте для иностранных гостей культурный отдых». Мы согласились, конечно, получив для «организации отдыха» 500 рублей. На все эти деньги были куплены пицца и водка. Мы тогда базировались в детском клубе «Радуга», нам это помещение досталось после того, как оттуда выгнали инди-клуб «Сизая Черепаха». Сцена есть, аппарат есть, комнаты, водку купили – что еще надо для хорошей тусовки? Эти негро-арабо-французы пришли, обалдели от наших балалаек и гостеприимства, у них оказалась какая-то «трава». Началось веселье безумное, спели Бобби Макферрина а капелла, потом «Хава нагилу» грянули, русскую плясовую вжарили – иностранцы были в полном отпаде от Челябинска.

Обалдевшие от уральского гостеприимства галлы поклялись пригласить «Детский мир» на следующий год во Францию, выступить в рамках мировой культурной программы на чемпионате мира по футболу. Челябинцы на это махнули рукой, мол, чего спьяну не пообещаешь. Каково же было удивление артистов, когда через полгода им и вправду пришло приглашение приехать во Францию по линии культурного обмена. Молодежные чиновники тут же вписали в делегацию самих себя, мужей и детей. Когда французы увидели по факту шесть музыкантов «Детского мира» и десять человек «сопровождающих» - реально возмутились и на обратную дорогу дали денег только людям с гитарами, в конверте.

- Но мы не обращали внимания на все эти мелочи и жульничество, - продолжает Ралиф. - Ведь мы представляли Россию и играли на футбольном стадионе со стотысячной аудиторией! Челябинский ансамбль на футбольном стадионе в Париже в компании всех мировых музыкальных звезд. Это как сон был... Стена «Маршаллов», две ударные установки на выбор - Tama и Ludwig - на подиумах стоят, и меня барабанный техник услужливо так через переводчика спрашивает, все ли меня устраивает. Все ли меня устраивает?! Да я такие барабаны только на картинках видел. Для понта дела попросил пару тарелок поменять. Зачем? Чтобы внутренний ужас унять - надо было повыпендриваться. Отыграли мы 40 минут почти в беспамятстве, весь стадион хлопал вроде.

-6

Можно бесконечно рассказывать о «Детском мире» как о шумной рок-н-ролльной компании веселых чуваков с Урала. Но важно, что с музыкальной точки зрения у группы все было очень даже в порядке, и профессионалы оценивали исполнительский уровень ансамбля как очень высокий. Просто в какой-то момент «компания чуваков» решила серьезно заняться самообразованием. И тут «Детскому миру» повезло. Челябинцы повстречали Сергея Владимировича Балабана – дядю жены лидера группы Антона Еремеева, переехавшего в Челябинск с Украины крутейшего хоровика, дирижера, ранее руководившего большими коллективами народных песен, отлично знающего фолк- и этно-музыку. И он засел с ребятами за учебу. Группа заключила с педагогом настоящий контракт. Балабан ставил голоса, учил работать «пачкой», заставлял тщательно трудиться над аранжировкой и просто щедро делился своим богатейшим опытом. И после этих уроков «Детский мир» выдал стройное многоголосие и вообще заиграл классно.

- С той программой песен, виртуозным умением владеть инструментами и вокальной «пачкой» в шесть голосов мы тогда в Челябинске всех убирали, - говорит Ралиф Газалтдинов. - Круче нас был только «Ариэль». «Детскому миру» тогда прямо пророчили стать продолжателями их всероссийской славы, мы ведь, как и «Ариэль», играли живой русский фолк и так же как они могли на этой теме на всю страну раскрутиться.

А потом всё закончилось. Вначале из коллектива ушел Андрей Бабошин. Потом умер Ришат. Расстался с ансамблем Женя Мурзиков. Время шло, денег не было. Артисты взрослели, у некоторых появились семьи и дети, требовались деньги, а игра в «Детском мире» их не приносила. Нормального продюсера у группы не имелось, не было движения к какой-то цели. Все окончательно рухнуло, когда в Москву, покинув команду, перебрался Антон Еремеев.

Шоу "Детского мира"
Шоу "Детского мира"

- На мой взгляд, распад «Детского мира» начался после того, когда половина коллектива стала последователями церкви «Новая жизнь», - восклицает Ралиф Газалтдинов. - Это же реально мозгвычищающая секта! Когда парни пришли на репетицию и заявили, что «теперь мы будем петь песни про Бога», творчество кончилось моментально. Их там зомбировали настолько, что имеющий травму ноги и оттого сильно хромающий Антон на полном серьезе заявил: «После этих песен у меня выздоровеет нога». Потом ребята ушли из этой секты, но вдруг умер Ришат. Был изгнан из группы наш директор Игорь. Уехал в Москву Антон. Дураки мы были! После гастролей в Париже надо было оставаться играть в Европе, такая возможность была. Не остались… Надо было бросать все и уезжать работать по клубам в Москву. Не решились... К сожалению, «Детский мир» - это типичный челябинский пример группы с огромным творческим потенциалом и абсолютно не реализованными возможностями. Грустно.

Когда умер один из участников челябинской группы «Детский мир», на перекрестке проспекта Ленина и улицы Свободы, где находится большой магазин «Детский мир», наблюдалась странная картина: на огромной неоновой вывеске универмага пугающе светилась только одна буква – «Й». Как символичен был этот безмолвный стон, это тупое невыразимое мычание – ййййййййййй. В нем и боль от потери хорошего парня, и разочарование от того, что у челябинского рока опять не получилось прорваться к всероссийской славе и известности.