Найти в Дзене
VRGeek.ru

КЕЙС IVARIANT: КАК МЫ ДЕЛАЛИ ПИЛОТНЫЙ VR-ТРЕНИНГ ДЛЯ НЕФТЯНИКОВ И ТЕСТИРОВАЛИ СВОЮ ПЛАТФОРМУ

Оглавление

Потому что VR-обучение будущих сотрудников предприятий ключевой отрасли для нашей страны — будущее, которое уже наступило.

Привет, я директор по развитию бизнеса iVariant — компании-разработчика VR/AR b2b-проектов для обучения сотрудников технологических, медицинских и инженерных специальностей. Кроме персонализированных учебных программ, мы разрабатываем платформу Varwin — что-то вроде Битрикса или WordPress, но для VR-проектов. Платформа помогает самостоятельно создавать и редактировать сценарии учебного процесса в виртуальной реальности даже без навыков программирования.

В прошлом году мы начали сотрудничество с «Газпром нефтью» в рамках НИОКР и создали вместе с компанией пилотный персонализированный VR-тренинг, с помощью которого тестировали альфа-версию платформы Varwin. Рассказываем, как это было.

ЗАДАЧА

Идею работы с платформой мы начали обсуждать еще в 2017 году, до запуска Varwin. Ребята из «Газпром нефти» поделились концепцией и внутренними требованиями: благодаря этим обсуждениям нам удалось запустить платформу и в итоге создать VR-курс.

VR для «Газпром нефти» — не новая история: компания давно делает виртуальные туры для инженеров по удалённым строящимся производственным объектам.

К тому же, еще в 2017 году были разработаны пилотные курсы по обучению операторов добычи нефти и газа и обучению сотрудников работе с грузоподъемными механизмами.

Нефтедобыча — сложное производство, где важно соблюдать технику безопасности и эффективно управлять оборудованием. При этом обучение новых сотрудников проходит довольно консервативно.

Мы предложили оптимальный вариант пилотного тренинга: сотрудник должен выполнить в VR  технологическую операцию, которая включает в себя несколько задач, и заработать нужное количество баллов. Баллы он получает, когда выполняет конкретную задачу: например, стравливает давление в скважине или даже расписывается в журнале по технике безопасности. При этом человек находится в виртуальной локации, которая повторяет реальную, в которой ему придется работать в будущем.

-2

В целом суть VR-тренингов для компаний в безопасном обучении: в виртуальной реальности, в отличие от реального производства, можно ошибаться.

Тренинг называется по типу операции: «Замена вентиля», и начинается с подписи в журнале по технике безопасности. Дальше по ходу действия алгоритм учитывает все — вплоть до того, в каком направлении дует виртуальный ветер.

В рамках нашего пилота после прохождения всех действий система автоматически начисляет пользователю общее количество баллов, по которым тренер может оценить, насколько успешно освоен курс. По этим баллам можно судить о готовности человека к выходу на реальные работы.

РЕАЛИЗАЦИЯ

Работа над пилотом началась в октябре 2018 года и по факту продолжается до сих пор. В процессе были спринты и оценка промежуточных результатов (мы запускали новые модели, меняли логику работы оборудования и так далее). Команда с нашей стороны — 8 человек: менеджер проекта, программисты (пишут алгоритмы и размещают объекты внутри локаций) и 3D-моделисты. Сторона заказчика тоже активно работала над пилотом: со стороны нефтяников были руководитель и администратор проекта, бизнес-представитель (функциональный заказчик, который транслировал требования) и технический специалист от нефтедобычи (для консультации нас по вопросам технологий).

Мы работаем по agile, поэтому делали промежуточные показы, чтобы заказчик мог вовремя вносить корректировки. За счет работы на собственной платформе это довольно легко: мы могли сразу показать локацию, а потом и прогнать кусок тренинга вместе с экспертами компании. Платформа сильно облегчает жизнь и заказчикам, и разработчикам.

-3

Если опустить стандартные для любых проектов этапы, работа над VR-тренингом строится так:

  • Сначала мы разбираемся, чему будет учить наш VR-курс. Вместе с заказчиком мы выбираем локацию, а потом обсуждаем возможные сценарии и регламенты работ, которые хотим перенести в VR.
  • Референсы от заказчика: фото и видео для старта работ по моделированию локации и объектов. «Газпром нефти» было важно сделать виртуальную локацию как можно более технически правильной.
  • Декомпозиция регламентов и черновиков сценариев. Мы делаем финальные версии сценариев для разработки, определяем необходимую логику объектов, степень их интерактивности и то, какие логические блоки они должны иметь в нашем редакторе сценариев.
  • Разработка 3D-моделей и локации.
  • Реализация логики объектов и их загрузка в платформу. На этом этапе мы разрабатываем логику объектов и размещаем их на локации.
  • Разработка логики сценария в редакторе платформы. Мы выбираем порядок действий, которые сотрудник должен совершить в VR. Ну а следом — тестирование и корректировки

Важно понимать, что новую технологию для каждого нового тренинга мы не придумываем: она уже существует на базе платформы Varwin. С ее помощью технически мы можем воспроизвести любой объект и любой сценарий. Главное в работе над VR-проектом — алгоритм, который определяет то, что человек должен сделать в виртуальной реальности. Такой алгоритм практически равен сценарию для фильма: скажем, в одной сцене участник должен взять разводной ключ и открутить вентиль, во второй — отчитаться о работе по рации.


Вместе с экспертами из «Газпром нефти» мы сделали тренинг на одного участника. Режим мультиплеера (в VR — обычно до 4 человек) компании тоже интересен, но в пилотном проекте пока не реализовывался.
Вместе с экспертами из «Газпром нефти» мы сделали тренинг на одного участника. Режим мультиплеера (в VR — обычно до 4 человек) компании тоже интересен, но в пилотном проекте пока не реализовывался.

VR-тренинг проходит в специальной учебной локации: это 25 квадратных метров свободного пространства — среднестатистический размер той части оборудования, на которой нужно произвести ремонт в случае поломки. Ученик работает в VR-очках.

Важно: в дополнение к автоматической системе оценки за процессом может следить тренер. Он наблюдает картинку от лица игрока на своем 2D-экране и видит индивидуальные проблемы ученика. Мы все воспринимаем и воспроизводим информацию по-разному: за счет того, что Varwin позволяет менять алгоритмы, тренер может переставить акценты в обучающей программе так, как нужно конкретному сотруднику. Например, несколько раз тренировать один и тот же навык до тех пор, пока человек не запомнит правильную последовательность действий. Для этого не приходится полностью перезапускать программу.

-5

ИТОГИ

Цена за проект рассчитывается исходя из задачи курса и объема алгоритмической работы. На стоимость влияет интерактивность тренинга: например, условная квартира с мебелью в VR-среде, по которой можно ходить, будет стоить очень дешево. А если в такой квартире можно готовить, двигать стулья и столы, включать и выключать телевизор, который будет что-то показывать, — это совсем другие деньги.

Нам повезло стать участниками НИОКР «Газпром нефти» и протестировать разработку вместе с реальными профильными экспертами: российским стартапам важно находить точки соприкосновения с крупными промышленными компаниями и перенимать опыт друг друга. В будущем платформа Varwin позволит создавать множество VR-тренингов по разным направлениям: производственная безопасность, нефтедобыча и так далее.

Антон Бесходарный, руководитель программ технологической стратегии «Газпром нефти»:

«Виртуальная реальность – в перечне приоритетных для нас цифровых технологий. Используя VR, мы можем значительно повысить эффективность процессов обучения производственного персонала. Важно иметь возможность масштабирования системы обучения VR на разных производственных объектах компании.  Для этого компания реализует как пилотные проекты по разработке тренажеров в VR, так и проекты по созданию корпоративных инструментов управления VR-контентом».

Материал подготовлен эксклюзивно для VRGeek компанией iVariant.

Автор материала: Юлия Гуккина

ДалееNetflix будет доступен на Oculus Quest в момент релиза