Найти тему
Толкачев. Истории

Три страсти Достоевского как слагаемые создания "Преступления и наказания"

В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки…(Начало романа «Преступление и наказание»).

Петербург встречает ночь. Петербург прикован камнями к мостовым. В Петербурге мрачно. По городу, в чаду кабаков, прикрываясь от рваных ветров на набережных Мойки и Невы, гуляет Достоевский…

Ему важен не тот Петербург, что перед ним, а другой, в котором живут его герои – это немного разные города.

Достоевский гуляет еще и потому, что его мучает ипохондрия,, и он пишет в письме к своему знакомому Тотлебену: «…был слишком раздра­жителен… со способностью искажать самые обыкновенные факты и придавать им другой вид и размеры».

Под низкой аркой (это не Неаполь), он проник в глухой пустынный двор, постоял, прислонившись к стене. Вышел из арки - свернул на тротуар - взялся за воротник, и быстро засеменил по улице.

Раскольникову найдено место, куда он спрячет вещи, украденные из квартиры старухи-процентщицы.

…Вечерние прогулки перед ночным бдением. Писателю нужно чаще бывать в местах жизни своих героев, желательно вечером – поздний вечер прячет людские пороки тех, кто уже спит, и обнажает тех, кто засиделся в трактире. Но так или иначе, вечером, хотя бы до утра, сглаживаются дневные трения между людьми.

Иллюстрация М.Шемякина
Иллюстрация М.Шемякина

Достоевский чувствует себя одним из героев, который не описан в романе, но незримо присутствует, если взять в руки «Белые ночи», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание».

В «Преступлении и наказании» не покидает ощущение, что холодные дома Раскольникова, старухи-процентщицы(оставим ее без имени) и Сони Мармеладовой - это живые спящие существа, которые не хотят просыпаться, когда вокруг так мрачно.

Места безмолвны, сумрачны - как бы сжимают Раскольникова в кольце порока . И автор пытается оказаться в этом давящем пространстве вместе со своим героем.

Как заметил Юрий Лотман: «В творчестве молодого Достоевского Петербург как бы охватывает собой все художественное пространство».

-3
-4
Вот сегодня, под солнцем, дома проснулись и выглядят повеселее. Дом Раскольникова - на Гражданской улице,19. Дом старухи-процентщицы - на Канале Грибоедова,104, и дом Сони Мармеладовой - на Канале Грибоедова, 73.
Вот сегодня, под солнцем, дома проснулись и выглядят повеселее. Дом Раскольникова - на Гражданской улице,19. Дом старухи-процентщицы - на Канале Грибоедова,104, и дом Сони Мармеладовой - на Канале Грибоедова, 73.

Сегодня нужно идти по следам прогулок Достоевского, как по своеобразному «крестному пути». И тогда возникнет желание чуточку представить, как сегодня бы выглядел этот роман. Ведь «Преступление и наказание» не случайно завершается размышлением о будущем тех же героев.

Как бы Достоевский представил Раскольникова сегодня? Бородка по моде, а вот все остальное…. , возможно, история оказалась бы еще более грустной.

Иллюстрация М.Шемякина
Иллюстрация М.Шемякина

Старуха-процентщица наверняка была бы уже обманута в МММ, либо в «Хопре». Таким образом, Раскольникова судьба бы избавила от кровопролития – вижу, как несет он желтый ящик «Яндекс-еда» и зарабатывает трудовую копейку на оплату учебы в институте. Свидригайлов не дошел бы до греха самоубийства, а в свои пятьдесят сидел бы на даче, с коваными железными решетками, да жарил шашлыки. Наконец, Соня Мармеладова вряд ли пошла бы на панель, оставив эту участь для более конкурентоспособных приезжих девушек из ближнего зарубежья. Скорее она подрабатывала бы "операционисткой" в Сбербанке или официанткой в кафе. И как-то тускло выглядит их молодость и не ясны перспективы.

Ко всему-то подлец человек привыкает!

«Наказание без преступления» - возможно так современный Достоевский назвал бы свой роман . А скорее всего он не написал бы этого романа вовсе – ведь его появлением мы обязаны проигрышу Федора Михайловича в казино и стремлением немного подзаработать. Сегодня столь азартному игроку вряд ли хватило бы денег играть в Висбадене, и других европейских казино .

Иллюстрация М.Шемякина
Иллюстрация М.Шемякина

«...Ах, голубчик, не надо меня и пускать к рулетке! Как только проснулся – сердце замирает, руки-ноги дрожат и холодеют…» (Из письма Федора Михайловича молодой жене).

Он все же был пленником трех страстей: к Петербургу, рулетке и всепрощающей молодой жене Анне. Благодаря этому обстоятельству он брался сразу за несколько романов, как тот расчетливый игрок, что расставляет фишки сразу на несколько чисел.