❗️❗️❗️ Мой ютуб канал о психологии (теперь вся активность там)
🎥YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCX_az8TO9TbxRAZKr8KwMUg
Наверняка многие из вас слышали в свой адрес, или же наоборот, говорили кому-то из знакомых слова, вроде: "Тебе нужно научиться любить себя!", "Поднимай свою самооценку!" и т. д. Сказать-то легко - раз плюнуть, а вот догадаться, а что же реально скрывается за низкой самооценкой, и вообще, выбираем ли мы её, увы, не так-то просто.
Исследования на тему самооценки
На наше счастье, учёные успели изучить этот вопрос довольно хорошо. Недавно я как раз закончила читать неплохую обзорную работу на тему самооценки, и спешу поделиться с вами приобретёнными знаниями. В рамках этой статьи я ограничусь лишь самыми важными факторами, участвующими в формировании нашей самооценки.
И что же является самым важным?
Ответ прост и короток - родители. Ещё на заре развитии психологии Cooley (1902) а затем и Mead (1934) довольно точно предугадали, что ядро самооценки формируется за счёт оценки значимых для человека людей. И уж кто-кто, но родители точно являются самыми значимыми фигурами в жизни человека на этапе активного формирования личности, и переоценить их вклад в становление нашей самооценки просто невозможно.
Известный психолог, результаты работ которого уже прочно вошли в учебники по психологии развития, Coopersmith (1967) сделал выводы, что существует четыре основных фактора связанных с поведением родителей, которые решающим образом повлияют на развитие самооценки человека:
1️⃣ Степень принятия, одобрения и демонстрируемой эмоциональной вовлечённости в жизнь ребёнка.
2️⃣ Степень установления чётких стандартов поощряемого и ожидаемого поведения.
3️⃣ То, насколько дисциплина и контроль осуществляются за счёт объяснений и диалогов, вместо силы и принуждения.
4️⃣ Степень того, насколько дети приглашены выражать своё мнение и участвовать в семейных обсуждениях.
Более современные исследования подтверждают эти выводы.
Таким образом, если родители не склонны проявлять душевную теплоту и заинтересованность в жизни ребёнка; не объясняют "что такое хорошо и что такое плохо"; применяют силу и крики в воспитании; игнорируют и обесценивают мнение своего чада, то проблемы с самооценкой, которые перекочуют и во взрослую жизнь, ему практически гарантированы.
Булинг
Что касается булинга, травли или унижений в школе или уже во взрослой жизни – на работе, то учёные до сих пор не пришли к единому выводу о том насколько эти факторы вредят самооценке. Результаты некоторых исследований, говорят о том, что булинг чётко ассоциируется с низкой самооценкой. С другой стороны, во многих современных работах утверждается, что дети и взрослые, подвергающиеся виктимизации в школе или на работе в большинстве своём уже обладают низкой самооценкой.
Генетика
Ну а что же генетика? Передаётся ли предрасположенность к низкой самооценке по наследству? Пожалуй самое обширное исследование на эту тему (в исследовании участвовали почти 4000 пар близнецов от 18 до 60 лет) показало, что менее трети вариативности в показателях самооценки и уверенности в себе может быть приписано наследственным факторам.
Что ж, как видим, в значительной степени наша самооценка уже определена родителями, обстоятельствами и генами. Однако, это не значит, что всё совсем фатально. Если с самооценкой не повезло, и это мешает в полной мере наслаждаться жизнью, существуют методики с помощью которых вполне можно выправить ситуацию! По мере моего углубления в мир профессиональной психологии, я обязательно буду делиться с вами этими знаниями.
Спасибо за внимание! 😘