Найти в Дзене
Galina Pogodina

Как выйти "сухим" из стартапа?

Представьте, что вы пришли на job-интервью, на котором представители работодателя рассказывают вам о своей замечательной компании с известным именем, шикарном инвестиционном проекте в вашей стране и возможных перспективах профессионального развития. По итогам встречи, вы получаете вкусное предложение о работе, от которого просто невозможно отказаться. И вы, конечно, его с энтузиазмом принимаете. И вот наступает долгожданное утро первого понедельника в новой компании. Вы приходите на работу и …. Вы видите маленький проектный офис размером с вашу кухню. 20 человек каким-то образом уместились в этом пространстве. Все галдят на разных языках, розеток на всех не хватает, интернет регулярно "падает". Плюс к этому: - пока еще незнакомые вам люди начинают требовать от вас решения их проблем, - у вас появляется огромный рекрутмент план по позициям, некоторые из которых хорошо бы закрыть «еще вчера», - от вас срочно ждут проекты всевозможных корпоративных политик. А еще сотрудники спрашиваю

Представьте, что вы пришли на job-интервью, на котором представители работодателя рассказывают вам о своей замечательной компании с известным именем, шикарном инвестиционном проекте в вашей стране и возможных перспективах профессионального развития. По итогам встречи, вы получаете вкусное предложение о работе, от которого просто невозможно отказаться. И вы, конечно, его с энтузиазмом принимаете.

И вот наступает долгожданное утро первого понедельника в новой компании. Вы приходите на работу и ….

Вы видите маленький проектный офис размером с вашу кухню. 20 человек каким-то образом уместились в этом пространстве. Все галдят на разных языках, розеток на всех не хватает, интернет регулярно "падает". Плюс к этому:

- пока еще незнакомые вам люди начинают требовать от вас решения их проблем,

- у вас появляется огромный рекрутмент план по позициям, некоторые из которых хорошо бы закрыть «еще вчера»,

- от вас срочно ждут проекты всевозможных корпоративных политик.

А еще сотрудники спрашивают: «Скоро Новый год, когда будет корпоративная вечеринка?»

Это не история ужастика на Хэллоуин. Это история начала моей работы в стартапе – такой была моя реальная реальность в первые дни пребывания в проекте. Что я чувствовала? Шок, панику, растерянность, а еще азарт. Потому что очень хотела разобраться в этом хаосе. И мне это удалось. Некоторыми полученными уроками мне хочется поделиться с вами.

Понять, что от вас ждут.

Когда вы видите драйвовые задачи, важно удержаться от соблазна «ныряния в них в головой». Сначала нужно понять ожидания в отношении вашей работы и ее результатов. Действия, которые мне помогли в первые недели работы:

- изучить бизнес-план,

- сформулировать HR задачи,

- определить сроки их выполнения,

- уточнить HR бюджет,

- поговорить с вашими внутренними клиентами и услышать их боли.

В результате всего услышанного – увиденного, у меня получился внушительный список, глядя на который я понимала, что у меня недостаточно времени для выполнения всех этих задач и пожеланий.

Расставить приоритеты.

Второй полезный на стартапе навык: расстановка приоритетов. Вот эти 100+ пунктов нужно распределить по срочности и важности. Это точно поможет вам быть более продуктивным. Например, политика в отношении льгот и компенсаций была для меня не самым приоритетным вопросом, хотя и была в повестке. А вот задача оформления разрешений на работу для специалистов была очень даже срочной и важной, потому что напрямую была связана со сроками начала монтажа оборудования. Нужно уметь держать фокус внимания на приоритетах, и не хвататься сразу за решение задачи, даже если ваш коллега пишет вам запрос по почте с 1000 восклицательных знаков в теме письма. Важно не вестись на эмоции ваших коллег, и не поддаваться на манипуляции типа «если не будет закрыта эта позиция к пятнице, проект встанет….».

Заниматься корпоративной культурой с самого начала.

Мы знаем прекрасно, что даже если мы не занимаемся осознанно формированием корпоративной культуры, она все равно формируется, но только стихийно, и не всегда такая, которая нужна для реализации бизнес-стратегии. Поэтому, формулируйте ценности, создавайте ритуалы и традиции в самом начале проекта. Нужно держать руку на пульсе, ведь соответствующая организационная культура помогает двигать проект вперед.

Формулировать понятные правила

Четвертый урок заключается в том, что нужно сразу формулировать простые понятные процедуры и учить сотрудников следовать им. Переучивать потом будет долго и дорого. Проверено на собственном опыте! Например, очень простое правило – заяви о своей желании пойти в ежегодный отпуск минимум за 2 недели до его начала. В начале проекта, когда было еще немного сотрудников и мало бизнес-процессов, я не следовала этому правилу. Сотрудник мог принести заявление на отпуск практически в день начала отпуска, мы быстро в этот же день рассчитывали и выплачивали отпускные. Потом, через какое-то время, когда коллектив стал в разы больше, а бизнес-процессы в разы сложнее, такой подход уже перестал работать. Однако привычка у коллег сохранилась. До сих пор переучиваю их новому правилу «за 2 недели», и борюсь с «раньше было можно, а сейчас..».

Находить время на себя

И наконец, в захватывающем процессе стартапа нужно находить время на себя, отвлекаться от задач, даже самых драйвовых, черпать энергию в чем-то другом – семье, друзьях, хобби, спорте, путешествиях! Важно просто переключать внимание. Тогда ваши батарейки будут регулярно подзаряжаться! Как этого добиться, если вы не успеваете, сроки поджимают, «клиент уезжает»? Планирование – то, что мне помогло. Все дела и активности я включала в свой график. Тут важно договориться с собой о том, что, если это дело у меня графике, то я его выполняю, а не переношу, переформулирую или вычеркиваю.

«И это пройдёт»

Что еще работает на стартапе? Понимание того, что «и это пройдёт». Ведь стартап – это один из этапов в истории проекта. Он закончится, а вот на то, когда он закончится, «рано или поздно», вы можете повлиять. И чем качественнее вы отработаете в начале, тем легче вам будет на следующих стадиях жизненного цикла проекта.