- Как?! - возмутитесь вы. - Ты ж психолог! Ты ж должна людей щелкать, как орешки! Должна чувствовать на расстоянии малейшие колебания нашей расстроенной души! Должна мысли считывать! Должна сканировать наши телесные напряжения и рассказывать, где, что и почему у нас болит! В любое время дня и ночи оказывать нам поддержку и сочувствие. Как не хочешь?! Не можешь, наверное? А ну, убеди нас! А то как мы к тебе пойдем на консультацию? Как доверимся? Да еще за такие деньжищи! Ты покажи нам что-нибудь этакое, дай гарантию, удиви нас, чтобы нам похорошело сразу и навсегда, а там уж мы посмотрим!
В ответ на это - улыбаюсь и дышу, дышу и улыбаюсь.
Нужны ли тут какие-то разъяснения?
Моя первая чисто человеческая реакция - послать. Жестко, далеко и навсегда. И моя злость здесь - яркий сигнал: мои границы пытаются нарушить.
Проецируются неоправданные ожидания, предъявляются невозможные требования, обесценивается мой личный труд и профессия в целом. Мое время, усилия и знания всегда будут не достаточны, стоимость моих услуг завышенной, а требования своевременной оплаты бесчеловечными и жестокими.
Человек так возвышенно страдает, а я о низком и материальном, о границах времени и денег, которые все проявляют и расставляют на свои места. Ни капли чуткости и понимания! А ведь должна! Ты ж психолог!☝
Все эти "должна", как пиявки, вытягивают силы и энергию, если только включиться в эту игру, которая строится на страхе разочаровать.
- Я разочарован в тебе! - как страшно бывает это услышать в свой адрес. Это равносильно причинению очень сильной боли другому человеку. Мы будто раним его, и тогда чувствуем себя виноватыми. А ведь мы то стремились помочь!
И это возвращает нас к боли нашего собственного разочарования. Как бы мы ни пытались скрыться от нее под маской силы, она возвращает нас к нашей слабости и уязвимости. К той боли, которая осталась не выплаканной в безопасных, любящих маминых объятиях.
Так хочется спрятать ее от себя, избавиться от нее через эту иллюзию силы - знания, ума, понимания, рационализации, контроля. Через создание образа себя всемогущего, неуязвимого, безупречного, никогда не ошибающегося, идеального, всех спасающего и всем помогающего супергероя!
И как ловко и незаметно неосознанно цепляют нас за этот крючок наши близкие: родители, дети, супруги, друзья, клиенты. А мы, прячась от своей старой боли и продолжая поддерживать иллюзию силы, пытаемся соответствовать направленным на нас ожиданиям, все сильнее насаживаемся на этот крючок и причиняем себе еще большую боль уже в новых отношениях.
Так вот, друзья мои, я не щелкунчик раскалывать других, не чудотворец, не шоумен, не спасатель, не причинитель добра.
Во-первых, я человек, с высокой чувствительностью, ранимый и уязвимый. Но у меня есть сила находиться со своей болью в контакте и не распадаться, не прятать ее под маской всемогущества, быть живой и любящей.
Во-вторых, как психолог я прекрасно осознаю свои границы и лимиты. И главное для меня тут - не помогать клиенту, который этого не хочет. Если человек не хочет чувствовать свою боль, я не буду его в нее тащить. Если человек пришел убедиться, что никакая терапия его не возьмет и никакому психологу он не по зубам, хорошо, я готова его в этом поддержать через разочарование во всемогуществе психологов. Я уже не боюсь никого разочаровать и не соответствовать ожиданиям. Я могу только то, что я действительно могу.
Я могу делиться с теми, кому это важно и ценно, своими профессиональными знаниями и умениями, могу быть с человеком, когда он проживает свою боль, злость, страх и другие сильные чувства.
Могу быть с ним, когда он разочарован во мне, в родителях, во всем мире, но желание жить в нем сильнее, чем его разочарование, и он идет сквозь него к своей настоящей мудрости, к своему пути.
И тогда случается нечто чудесное. Старые травмы исцеляются. Остаются шрамы, но эти старые раны уже не лишают человека жизненной силы. Человек учится жить с этим, не разрушаясь. И со временем они перестают иметь над ним власть.
Он выстраивает новые связи, стратегии, отношения, и в жизни происходят реальные изменения, которые со стороны кажутся чудом. Но человек делает это сам. Для него и для меня - это не чудо, это результат огромной внутренней работы.