Прекрасное полотно Чарльза Хейвуда «Аnxious moments» («Тревожные моменты»), 1899. Одно из тех, что при жизни автора постоянно экспонировались в Королевской Академии искусств. Сюжет довольно банальный – сделал предложение возлюбленной и пошел разговаривать с ее папенькой.
Но как интересно автор рассказывает нам об обитателях этого дома и об их финансовом положении, с помощью интерьера самого дома.
Рассмотрим первую комнату, с переживающей девушкой. Одной ножкой она наступила на шкуру леопарда, которая лежит на полу. Шкура не старая, истертая, дедушкина, а новенькая и пушистая. Значит, папенька не просто любит в сезон охоты пострелять уток, он был в Африке. (Шкуры тигров везли из Индии, а леопардов из Африки). Он - заядлый охотник. (Гринписа на него нет!) И к тому же он очень богат, т.к. со средним достатком в 19 веке на сафари не ездили.( Потому что надо было оплатить целую экспедицию на несколько месяцев. Даже, если собиралось несколько охотников, все равно, это влетало каждому в кругленькую сумму.) И немаловажный факт, обычно трофеями в виде шкур и голов украшали стены кабинетов, гостиных и др. комнат или клали на полу перед камином (диваном).
Например, вот так:
А здесь леопард красиво распластался на полу. Причем в таком необычном месте, где много ходят. Вероятно, настрелял папенька столько, что вешать уже некуда.
Далее, девочка выходит из комнаты, где мы видим почти незаметные листья пальмы. Значит и из Индии в этом доме есть трофеи. Ну как же, богатому англичанину и не привезти трофей из своей колонии.
Кстати, девочка, похоже, не знает что происходит. Вид у нее серьезный и немного озадаченный. Если бы заранее все знала, была бы впереди сестры.
Больше всех напугана будущая невеста, т.е. девица в розовом платье. Отправила ухажера на растерзание к папеньке, а теперь переживает. Заметьте, она в розовом платье, в то время как сестра в белом. На мой взгляд, было бы лучше наоборот. Будущая невеста в белом, а сестрица в розовом. Но! В 19 веке розовый цвет символизировал кокетство, галантность, соблазн и интригу. А белый означал достаток и богатство. Ведь на белом грязь заметна лучше всего, а стирка в те времена была занятием очень обременительным.
Очень интересна ткань, из которой сшиты платья обеих девушек. Это муар, который наряду с шелком, бархатом, атласом и парчой, по праву занимает свое место среди материалов, ассоциирующихся с роскошью и богатством. Это одна из самых нарядных материй, изысканный блеск и почти голографические узоры которой, послужили вдохновением для многих художников и поэтов. А само название – «муаре» - в переводе с французского означает «переливающийся».
И если эти две девицы на выданье в шикарных платьях уже с утра, то на наряде девчушки явно сэкономили. (Шучу! Ей еще рано так наряжаться).
Теперь о столике, на который опирается рукой страдающая невеста. Своей золоченой ножкой он пришпилил к полу шкуру леопарда, чтоб та не убежала. Красивый столик, что и говорить. Мраморная столешница, золоченые резные ножки. А что там вырезано? Если хорошо приглядеться, то видно, что это грифон. (Здесь не очень хорошо видно. Я рассматривала с лупой.) Интересно, откуда это чудо приехало в их дом?
Вообще, грифо́ны — мифологические крылатые существа, с туловищем льва и головой орла или иногда льва. Имеют острые когти и белоснежные (или золотые) крылья.
Посмотрите, какой красавец:
Можно этот будет со мной на работу ходить???
Эти мистические существа символизируют власть над небом и землей, силу, бдительность и гордыню.
Столик сам по себе стоит немало, а с такими позолоченными ножками, его стоимость взлетает в разы. Но скорее всего это творение рук английских мебельщиков, и его задача только подчеркнуть и выставить на показ богатство. Как и задача зеркала, идущего в комплекте со столиком. Кто пройдет мимо, не взглянув на себя любимого? И кто не заметит золотую оправу?
Интересно, то как стоит столик. Посмотрите, его выдвинули и если выходить из комнаты, где сидит папенька, то удариться о его край проще простого. Еще и за портьерой этот край не видно. Я не думаю, что он там всегда стоит. Скорее всего, дверью слева не пользуются. Она всегда закрыта и за ней стоит стул. Но сегодня, чтобы послушать разговор невеста отодвинула стол и стул и тихонько вошла.(Сил у нее на это наверняка не хватило бы, но у нее есть прислуга…)
Посмотрите на цветы в вазе на столе.
Прекрасный китайский фарфор. Очаровательный букет. В Англии в 18- 19 веках синий цвет ассоциируется с традициями рабства. В данном случае послушания. Как папенька скажет, так и будет. Нежные мелкие цветочки это символ жизни, света и надежды.
Ну и наконец, жених и папенька.
Жених не скован. Не испуган и не зажат. Он ведет деловой разговор, в деталях описывая, чем он владеет, и какое благосостояние он может дать своей будущей семье. Бумаги, лежащие перед ними, могут быть документами из банка, которые жених принес с собой, чтобы подтвердить свое финансовое благополучие. (В 19 веке это считалось нормой).
Он бывал в доме и не раз, и хорошо знает папеньку, плюс подготовился к разговору. В случае чего, будет уповать на любовь отца к дочери и на чувства самой дочери.
К папеньке наклоняется женщина. Для маменьки старовата. Скорее родственница. Ее поза так и говорит: «Да, что тебе не так!!!»
Папенька! Ах, папенька!
Посмотрите, как он сидит…
Прежде всего они сидят довольно близко друг к другу. Место постановки стула папеньки говорит, что он сначала предложил сесть молодому человеку, а затем поставил свой стул. И поставил довольно близко, чтобы разговор действительно был личным, по-душам. Нервничает. (Не каждый день дочери делают предложение). Ждал разговора и готовился заранее. Но сохраняет спокойствие, как подобает истинному джентльмену. Досконально всё расспрашивает, хотя и так все знает. Мучает… Злодей)))
Кстати, интересные факт: вся его поза указывает на волнение, а вот сцепленные пальцы рук указывают на разочарование или желание скрыть свое отрицательное отношение к человеку. Но в картине не чувствуется трагизма или драматизма, есть только легкая тревога будущей невесты. Здесь нет ни ненависти, ни злобы, даже жених ни зажат.
Поэтому мне кажется, что все отрицательное отношение отца к жениху, только в том, что он, выдавая замуж дочь, теряет ее.
Разочарование можно объяснить тем, что его дочь еще слишком молода (на его взгляд), и он надеялся, что это произойдет еще не скоро…
Вообще вся картина довольно светлая и гармоничная. Преобладают светлые жизнерадостные тона. Белый, розовый, золотой, оттенки красного – это не трагедия, это легкое волнение, которое удачно разрешится в пользу молодых.
Совет им да любовь…
Р.S. я бы на месте жениха потом выпила…
Работа над статьей занимает время, оценить её - один клик. Поддержите меня!