Найти тему

Улавливающий тупик. Конструкции, типы и как "ловят" неуправляемые поезда.

⚠ Одним из важнейших и главнейших условий работы железнодорожного транспорта является обеспечение безопасности движения.

На горных участках, с затяжными крутыми уклонами, возникает необходимость предпринимать дополнительные меры обеспечения безопасности движения.

⬇⬇⬇Читайте другие материалы на канале⬇⬇⬇:
Перед поездом закончился путь, в результате - сход.
Как поезда проезжают по излому рельса (видео).
Отсасывающий фидер. Что он "отсасывает" из рельс?
Это происходит, когда обратному тяговому току некуда деваться.
Как у поездов "срывает" токоприемники (видео)
Как рельсы деформируются под проходящими поездами (видео)
Что находится внутри "коробок" и "грибков" на ж.д. путях?
Изменение ширины колесных пар во время движения поезда, при переходе с узкой колеи на широкую и обратно.

Самопроизвольная отцепка групп вагонов, отказ тормозной системы, несанкционированное движение отдельных вагонов и другие возможные случаи заставляют железнодорожников искать пути решения таких проблем через стационарные устройства, которые позволят уловить такой подвижной состав и минимизировать последствия подобных инцидентов.

Широко применяющимся средством остановки неуправляемого подвижного состава, движущегося под уклон, являются - "улавливающие тупики".

-2

Конструктивно улавливающий тупик представляет собой участок железнодорожного пути, с одной стороны примыкающий к главному или станционному пути, а с другой имеющий тупиковый упор.

Длина улавливающего тупика рассчитывается исходя из целого ряда параметров. Некоторые из них: веса обращающихся поездов, величины и длины уклонов, тип и серия локомотивов и другие.

Ниже на фото пятидесятых годов представлен улавливающий тупик, расположенный на гористом участке Иркутск-Слюдянка.

Пути участка Иркутск-Слюдянка: слева - главные пути Транссиба, справа - 7-й улавливающий тупик с резким подъемом отводящий возможный неуправляемый состав (вагоны) в сторону.
Пути участка Иркутск-Слюдянка: слева - главные пути Транссиба, справа - 7-й улавливающий тупик с резким подъемом отводящий возможный неуправляемый состав (вагоны) в сторону.

🔰 Для гашения кинетической энергии катящегося подвижного состава применяют несколько способов:

  • ✅ создание искусственного уклона (подъема);
Улавливающий тупик с контррельсами станции Тузуксу на линии Бискамжа - Тёя в Хакасии
Улавливающий тупик с контррельсами станции Тузуксу на линии Бискамжа - Тёя в Хакасии
Тупик станции Тузуксу имеет крутой подъем для гашения кинетической энергии неуправляемого подвижного состава
Тупик станции Тузуксу имеет крутой подъем для гашения кинетической энергии неуправляемого подвижного состава
  • ✅ засыпка хвостовой части тупика песчано-гравийной или песчаной смесью;
Тупик с песчаной подушкой перед тупиковым упором.
Тупик с песчаной подушкой перед тупиковым упором.

Расстояние, на которое рельсы засыпаются песком, зависит от тех же параметров, что используются при проектировании и расчете самого тупика. Засыпаться может до 50 и более метров рельсо-шпальной решетки.

  • ✅ использование затормаживающих пружинных элементов.
Улавливающий тупик станции Седловой на участке Тарская-Борзя
Улавливающий тупик станции Седловой на участке Тарская-Борзя

Данные затормаживающие элементы воздействуют на внутреннюю часть колесных пар металлическими шинами и за счет трения, происходит остановка подвижного состава.

⚠ При появлении на железных дорогах автотормозов ситуация с безопасностью движения значительно улучшилась. Многие улавливающие тупики были разобраны, так как в них отпала необходимость.

Разобранная насыпь и заброшенный мост уникального 1-го тупика участка Ирутск-Слюдянка. Единственный улавливающий тупик с мостом, который необходимо было соорудить, чтобы добиться необходимой длинны и уклона.
Разобранная насыпь и заброшенный мост уникального 1-го тупика участка Ирутск-Слюдянка. Единственный улавливающий тупик с мостом, который необходимо было соорудить, чтобы добиться необходимой длинны и уклона.

Но на некоторых участках, с особо сложным профилем пути, они до сих пор эксплуатируются. Так как незначительная вероятность возникновения случаев отказа тормозов и самопроизвольного ухода вагонов остается.

Понравилась публикация, ставьте палец вверх! 👍 Делитесь в соцсетях и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить много интересного о рельсовом транспорте.

-9