(Fritt vilt, 2006, Норвегия)
В середине 2000-х популярность сериала "Остаться в живых" ("Lost") была не менее бешеной, чем нынче у "Игры престолов", заполонившей собой всё медийное интернет-пространство. Вот только если заимствовать раскрученное название последней чревато громким юридическим скандалом, то российское название сериала-про-остров мог легко заграбастать кто угодно (и по сей день заграбастывают, как видим). Главное, чтобы в сюжете присутствовали герои, которые стараются не дать себе издохнуть, и дело в шляпе. А то, что забугорные "тезки" "Остаться в живых" назывались в оригинале иначе - как, например, этот норвежский хоррор, - никого, в том числе зрителя, не беспокоило.
По такой логике все фильмы Роара Утхауга, которые я видел ("Пленница. Побег", "Волна", "Tomb Raider: Лара Крофт"), а не только "Fritt vilt" можно запросто обозвать "Остаться в живых". Потому что все они так или иначе посвящены чьей-нибудь борьбе за выживание в какой-нибудь глубокой заднице. А здесь её роль играют снежные горы и заброшенный отель - почти как в "Сиянии" Кубрика, только этот отельчик гораздо мельче и не помпезно-аристократичный. Да и наши герои, сноубордисты Янника, Мортен, Эрик, Микел и Ингунн, вовсе не планировали нарушать границы чужой частной собственности, но так уж карты легли, извините.
Дело в том, что Янника и её кореша были классическими долбодятлами. Или как ещё назвать людей, отправившихся зимой в дикие горы и не захвативших с собой ни нужных средств связи, ни сигнальной ракетницы, ни аптечки ни даже еды? Удивительно, как они свои сноуборды дома не забыли, чему зритель тоже наверняка не удивился бы. И вот, забравшись на гору, наши экстремальные дурни решили скатиться вниз по совершенно незнакомому склону. Где их, естественно, уже поджидал дедушка Дарвин со своей знаменитой премией! И когда Мортен, грохнувшись со сноуборда, сломал себе ногу, все так сильно этому удивились, как будто он только что совершил перед ними каминг-аут.
Однако деваться некуда - калеку надо было выручать. Тем более, что уже смеркалось, а автомобиль, на котором компания сюда припёрлась, остался как назло по ту сторону горы. Но тут - о, чудо! - глазастая Янника внезапно разглядела невдалеке какие-то здания. После чего Мортена привязали к сноубордам и, как на санях, поволокли к этому загадочному очагу цивилизации...
...Который, к сожалению, давно таковым не являлся, поскольку был заброшен. И явно не первый год. Что, впрочем, не помешало горе-сноубордистам туда вломиться и чувствовать себя как дома, благо, на кухне отеля нашлись остатки еды, а в баре - выпивка. Вдобавок самому башковитому из недоумков удалось запустить дизельный электрогенератор, так что бухали они при свете лампочек и под музыку кассетного магнитофона.
А потом, как водится в хоррорах, всех ожидало похмелье. Вдвойне тяжкое, поскольку музон, пьяные вопли и беготня по коридорам в конце концов долетели до ушей того, с кем незваным гостям было бы лучше не встречаться. Да только кто бы дал им заранее столь ценный совет! И потому оставшуюся часть фильма они будут расплачиваться за своё скудоумие по всем законам жанра ужасов и вышеупомянутого дедушки Дарвина.
***
В общем, скажем так: не шедевр, а вторичный хорророк средней паршивости, где любители такого рода фильмов не найдут для себя ничего нового и по-настоящему захватывающего. Тем не менее у "Остаться в живых", оказывается, есть и сиквел (правда, снимал его уже не Утхауг)! А это какое-никакое, но достижение и свидетельство того, что своих поклонников кино всё равно нашло, пусть даже до классики своего жанра оно с его несерьезным возрастным рейтингом 16+ (и это - у массакр-хоррора!) и близко не дотягивает.