где речь пойдет о приемах, шаблонах, картах и алгоритмах базового уровня Гипермышления
Когда ученые утверждают, что что-то возможно,
то они наверняка правы.
Когда они утверждают, что что-то невозможно,
— они ошибаются.
А. Кларк
Каждому приему описанному в этой главе соответствует свой стиль мышления. Главная задача приемов базового уровня запустить процесс мышления с использованием шаблона/матрицы «3х3» для сохранения знаний, проведения анализа, понимания результатов и творческого процесса.
1. АЛЕФ
— романтическое мышление
Алеф — это самый первый прием матричного мышления, он символизируют высшее и низшее знание, матрицу и ее структуру. Высшее — это название матрицы, ощущение близости к истине, а низшее знание — это отдельные элементы матрицы, каждый из которых несет собственный смысл. Целое — это матрица, части — это ее элементы.
Алеф — это прием, который отвечает за название матрицы «3х3», название должно отражать суть матрицы, описывать изучаемое явление и давать правильное понимание задачи. Это прием для описания идей, явлений и ситуаций.
В целом знакомая для всех ситуация, вы видите какой-то предмет, он цепляет ваше внимание и вы спрашиваете:
— Что это?
Вам отвечают:
— Это спинер!
И все, сразу все стало понятно… (хм)
Хотя может вопросы и остались: «Зачем?», «Почему?», «Как?» и «Откуда?» остались до сих пор без ответа. Врачи до сих пор спорят: зачем нужен «спинер» человеку у которого есть мобильный телефон (а мобильный сейчас у каждого). Почему из всех антистрессовых игрушек люди массово стали увлекаться именно этой.
Суть приема Алеф — дать название матрице, и дать название элементам внутри матрицы.
Назвать что-то, значит дать имя, присвоить номер, сжать информацию до одного «названия» которое можно записать, запомнить и найти, а также пересказать, обсудить с другими.
Лучший пример приема Алеф — это штрихкод, так как он содержит в себе некоторую магию связанную с именами. Но магии ни какой нет, все элементарно и просто: штрихкод — это адрес ячейки которая хранит информацию о продукте/товаре/изделии. Раньше эту роль выполнял артикул, но его как правило переписывают руками, а штрихкод можно считать автоматически сканером, как наклейку на чемодане в аэропорту. В перспективе штрихкоды заменят электронными метками, а в эпоху интернет-вещей за каждой биркой будет искусственный интеллект, который когда нибудь спросит: почему его назвали именно так? И это будет признаком настоящего интеллекта.
Прием Алеф — самый простой, если вы автор произведения, то называйте его так, как хотите: «Незнайка» или «Сон в летнюю ночь за три минуты до пробуждения».
Прием Алеф — самый сложный в той части, когда надо дать имя продукту, а еще лучше глобальному продукту. Мыло «ДУРУ», телефон «ХУАВЕЙ» не самые созвучные. Народ все равно придумает свое название. Создание имени/названия продукта — это отдельное искусство, где есть свои правила и законы жанра.
Исходя из предназначения «гайковерт», «гвоздодер», «кикстартер», «фейсбук» — этакий инженерный подход, когда все понятно. Аналогично в спорте: «ногамяч», «корзинамяч», «корольумер» здесь также всё и всем понятно. Эмоциональный подход — дать названию эмоции восклицая например «Up», «Ничоси» или тщательно подбирая слова для картины «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения». И наоборот, все можно назвать изделием №139 и даже не от большой секретности, а не желание не вдаваясь в эмоции. Хотя бывают случаи, когда эмоции и цифры совместимы «Шанель №5», «Палата №6» или «S7». Отдельной главы заслуживают приемы профессионалов, по описанию приемов и примеров можно набрать целую библиотеку. Вы можете собрать свою коллекцию приемов, хорошей подсказкой может стать исследование народного творчества и культуры. Хорошее название хорошего продукта становится глаголом как старое «отксерить» или новое «загуглить». Так что если вы придумываете название, то можете провести мысленный эксперимент и представить как будет выглядеть глагол и смысл его употребления.
Название матриц в принципе похожая история, и здесь в названии может быть задействована ситуация, вопрос, гипотеза или то, что объединяет элементы общим смыслом. В названии может просматриваться приемы Гипермышления: если прием Бет, то скорей всего будет деление на части или выявление характеристик, если прием Ламед, то описание действий или необходимых факторов для получения результата. Сложнее ситуация с приемами результаты которых могут быть неизвестны и даже не очерчены в воображении. Например, в приемах Вав — построение над-системы или приеме Зайн — сбор идей или артефактов, результат может получиться иным, нежели мы себе представляли. В этом случае можно оставить матрицу в виде вопроса, а после ее составления, собранные вместе элементы могут подсказать новое название.
--
Продолжение серии приемов Гипермышления следует:
#Алеф — романтическое мышление Как дать название матрицы?
#Бет — аналитическое мышление Как делить на части элементы?
#Гимел — прагматическое мышление Что есть результат мышления?
#Далет — творческое мышление Как генерировать новые идеи?