Начинаю рассказывать вам свою историю. Историю зарождения курьерской службы “Попутный Ветер”. Зачем? Чтобы вы могли идти протоптанной дорогой и чтобы ваша игра уж точно стоила свеч.
Всю жизнь я так или иначе занимался логистикой. В юности работа на пилораме - логистика. В магазине продавцом - логистика. Работа директором направления - тоже логистика. Это всё были составные структуры - закупочная логистика, товарная, логистика доставок. В 2008 году мой брат Андрей познакомил меня с региональным директором компании Деловые Линии - Андреем Гусевым. А дальше и с основателем компании Сергеем Демидовым.
Тот объяснил мне логистику на пальцах. Я был принят в компанию Деловые Линии и начал с нуля развивать филиал в Новосибирске, что потом привело меня к развитию сети филиалов в Сибири. Это была транспортная логистика, перевозка сборных грузов.
Следующий этап моего обучения в логистике - командировка в Китай. И вот тут меня вскрыло и накрыло. Во первых, Китай - это родина всех грузов, там он производится. В России груз перераспределяется. Здесь практически не создаются новые грузы. В Китае же логистикой пропитано всё. И я начал за этой машиной наблюдать. Как работают китайцы? Какие тренды, тенденции, куда они идут? Какие объёмы грузов?
Однажды я организовал переговоры с руководителем логистического направления Aliexpress. Когда он мне назвал цифры - сколько они перевозят груза, отправляют 72 млн заказов в день - я был поражён! Это огромное количество. И это всё заказы интернет-магазинов, то есть курьерские доставки.
Если кратко, я открывал свой бизнес, потому что:
A) Я в нём ничего не понимал (а это всегда повод разобраться)
B) Минимум инвестиций
С) Быстрая оборачиваемость средств
Восхищает факт, что логистика выстроена так, что компания работает 22 часа в день. Направления в любую точку мира. Количество курьеров - голова взрывается. Но главное то, как этими возможностями пользуются люди. Там не поедешь отвести бумажку, не поедешь на другой конец города за новыми кроссовками. Нет! Проще заказать и тебе привезут.
Когда я вернулся в Россию, передо мной стояла задача сделать быструю, бережную транспортную компанию по типу Деловых Линий, но чтобы в ней не было потерь, не было поломок груза, не было пересортицы. Чтобы в ней быстро зарабатывались деньги и чтобы по качеству мы могли обогнать конкурентов.
Я придумал схему, продумал план реализации. Как можно осуществить доставку груза день в день. Сегодня заказал - сегодня получил. Я хотел внедрить эти пункты в Деловые Линии, но руководители компании избрали другую стратегию. То, как они умеют, знают и работают в сборных перевозках. Это их деньги, их бизнес, их доли, их дело.
Я начал штудировать интернет и понял, что по статистике 54% опрошенных покупателей интернет-магазинов хотели бы получать заказы день в день. Но вот проблема - у них нет такой возможности. Из этих людей, 80% готовы доплачивать 100-150 руб за срочность, за скорость. 21 век - век динамичный, никто не хочет ждать. Я либо куплю это в офлайн-магазине, либо передумаю вообще.
А вот здесь и кроется самый сок. Я понял, что могу изменить всю логистическую составляющую нашей страны. Я могу сделать бизнес своих клиентов быстрее. Большинство покупателей делает покупки в интернет-магазинах спонтанно. От wow-эффекта. В неком эмоциональном состоянии. Шкала этого эмоционального состояния напрямую зависит от скорости получения заказа. Если к покупателю идёт товар 3-4 дня, он просто напросто может отказаться его забирать. А интернет-магазин понесёт убытки.
Для того, чтобы организовать доставку сборных грузов, нужно иметь складские площади, грузчиков, погрузо-разгрузочное оборудование, иметь офис с операторами и менеджерами. Это всё инвестиции. Тот процесс, который не приносит денег. Потери.
Я понял - нужно идти туда! Решил делать доставку день в день, не перевозя грузы через склад. Управляя адресами забора и доставки, управляя временем и людьми. Обратился к своим друзьям - логистам, которые уже работали в курьерских службах и создавали свои. Они мне в лоб сказали: “Это, Слава, НЕВОЗМОЖНО”!
“Невозможно” - это моё второе имя. В Китае построить 12 филиалов тоже, на первый взгляд, было невозможно.
Начал пробовать, делали по началу 10-12 доставок: цветы, торты. Начали 14 февраля, когда клиенты нуждались в нас. Испытал всё на себе, доставлял грузы, разруливал заказы. Продал свой Lexus и купил “каблук”. С товарищем вдвоём доставляли заказы по городу, я на юге, он на севере. Принимали заказы в мессенджерах. Трубку брать было просто некогда. И стало получаться. Но я понимал, как будет больше заявок, 50-60 за день, я умру. Но я работал дальше. К концу года были те самые 50 заявок в день и мы их разрулили. Уже было несколько курьеров.
Важным фактором в бизнесе является оборачивание средств, быстрый их возврат. Тут свою зарплату мы зарабатывали день в день. Потому что с нами сразу рассчитывались за доставку. Круто! Не нужно было инвестировать средства в зарплаты сотрудников.
Быстрая оборачиваемость средств, качественное обслуживание ожиданий клиента, очень гибкий прайс. Мой путь! Моей основной задачей в первый год работы было протестить нагрузку. Сколько можно с таким качеством, с такой скоростью, с таким сервисом сделать заказов и не сойти с ума.