Римская империя — это, в первую очередь, дороги. Везде, где проходили легионы, строились дороги, которые были символами Империи не менее важными, чем амфитеатры и термы. Римская империя построила на всей своей территории дороги, протяженность которых измеряется в сотнях тысяч километров. «Все дороги ведут в Рим» — это была именно система дорог, которая связывала всю Империю. Россия не может считаться империей хотя бы потому, что нет дороги, которая связывала бы все ее границы. Открытая Путиным дорога от Москвы до Владивостока, через год после открытия — заброшена. Именно дороги являются главным признаком континентальной Империи, а слабоумные императоры бывали не только в России.
Римские дороги
Во время Римского периода Британии было построено более 3000 километров высококачественных дорог. К строительству дорог римляне подходили очень ответственно. Сейчас дороги стали основным источником обогащения, например, для чиновников московской мэрии, да и на западе, когда он в XIX веке находился на уровне развития современной России, все было также, о чем писал Драйзер в своей «Трилогии Желаний». Римляне же строили дороги бесплатно — силами своих легионеров, и территория не могла считаться римской, пока на ней не было дорог! Это подхлестывало полководцев к строительным работам. При этом инженерное искусство было поставлено на такой уровень, который недоступен России спустя 2000 лет. Римляне проводили геодезические и землемерные работы, добиваясь идеально прямых путей от одного населённого пункта к другому. Кто видел, как строят дороги в России, понимает, как это сложно! Населённые пункты могли отстоять друг от друга на десятки и сотни километров, но никто не делал «скосов» в сторону своих вилл. Технология строительства дороги была такой:
— Разрабатывался и выверялся маршрут. Его намечали кольями.
— Прорывали вдоль маршрута две параллельные канавы на заданном расстоянии друг от друга, от 2,5 до 4,5 метра. Никогда не больше и не меньше.
— Вынимали грунт между канавами до скального основания, либо до более твёрдого слоя почвы (до 1,5 метра).
— В траншею, образованную выемкой грунта, укладывали слой необработанных камней, на него — слой щебня (битый до определенного размера камень), скреплённого связующим раствором, затем слой сцементированных ещё более мелких обломков битого камня.
— На подложку из трех слоев камня укладывали крупный булыжник.
Римские дороги, строительство
Рим строил дороги на многие века, это не просто маршрут из укатанного грунта, который обычно существует в России за пределами Москвы и Московской области. Рим своими дорогами давал понять окружающим, что он пришел в их земли навсегда! Дороги были частью идеологии Римской Империи. Каждый подданный знал, что по этой дороге можно добраться до Рима и это была не пропаганда, а правда.
Дороги были важнейшим решением не только инфраструктурного, но и экономического и военного свойства. Через каждые 10-15 километров таких дорог создавались станции для смены лошадей, кроме прочего они выполняли и почтовые функции. Через 30-50 километров строились более крупные станции, где можно было поесть, отдохнуть, отремонтировать транспортные средства. На таких станциях находились вооруженные люди, которые выполняли полицейские функции.
Любопытно, что уже тогда существовала система указателей. Вдоль дорог устанавливались столбы, на которых указывалась информация о расстояниях до ближайших населенных пунктов. Это были довольно серьезные сооружения весом около тонны и высотой до четырёх метров. Это очень перекликалось со столбами, которые ставились вдоль дорог железного века коренными жителями.
Римские дороги
Нельзя сказать, что дороги были благами цивилизации, совсем не известными в Британии до прихода легионов Римской Империи. Мы уже писали о системе дорог железного века. Более того, довольно часто римляне прокладывали свои дороги по уже созданным британцами путям. Например, в Шропшире археологи обнаружили, что дорога, которая считалась римской, возможно была построена гораздо раньше! Римляне просто использовали ее. Вообще Британский остров таит в себе много загадок периода железного века…
На сегодня известно около 10 римских дорог в Британии. Многие из них находятся под современными автострадами.