В этом году председателем жюри Каннского кинофестиваля стал один из моих самых любимых режиссеров Алехандро Гонсалес Иньярриту — выдающийся мексиканский режиссёр, лауреат многих наград в области кино. Сам он участвовал в конкурсной программе фестиваля 9 лет назад, и за это время успел стать одним из главных современных кинематографистов.
Режиссёра вдохновляют переломные моменты в жизни человека, он часто исследует в своих работах смерть — как физическую, так и духовную. В «Выжившем» показан герой, который сломлен потерей сына и физических сил. В «Бёрдмене» — познавший великолепный успех актёр так же стремительно падает вниз и остаётся один на один с попыткой выйти из кризиса личности новой постановкой, на которую он ставит буквально всё. Первые три фильма Иньярриту даже объединяют в своеобразную «трилогию смерти».
Творчество режиссёра, а конкретно повествование в его фильмах, можно назвать продолжением традиции латиноамериканских писателей, таких как Габриэль Гарсия Маркес. Иньярриту активно использует нелинейное повествование, исследует идеи через параллельные сюжетные линии, создаёт многообразие персонажей и умело ими руководит. Такой подход к работе вполне позволяет назвать его фильмы монументальными. Иньярриту — режиссёр-экспериментатор.
Последние его картины в той или иной мере являются новаторскими:
«Бёрдмен» — эксперимент с длинным кадром (такой кадр, когда продолжительное время отсутствуют монтажные склейки). В фильме много монтажа, но его почти невозможно заметить. К тому же от других фильмов, использующих данный приём, его отличает очень подвижная камера, которой, казалось бы, совсем не мешают лестницы, двери и толпы людей.
«Выживший» — эксперимент с натурными съёмками и естественным светом. Съёмочная группа, правда, выезжала на природу, а Леонардо ДиКаприо плавал в ледяной воде. При создании фильма почти не использовалась компьютерная графика, что кажется немыслимым для современного крупнобюджетного фильма.
Последняя на данный момент работа Иньяритту, «Плоть и песок» — это 6,5 минутный VR-фильм, который погружает зрителя в виртуальную реальность и даёт возможность ощутить себя настоящим беженцем. На сегодняшний день это один из самых совершенных фильмов, созданных с помощью данной технологии. К тому же, режиссёру удалось сделать из развлекательной технологии произведение искусства — нечто подобное в начале 20 века сделал Дэвид Уорк Гриффит с кинематографом. За эту работу Иньярриту был удостоен премии «Оскар» «За особые достижения».
Иньярриту — один из тех режиссёров, наблюдая за работами которых мы не забываем, что существуют не только фильмы-аттракционы, но и сложное, глубокое кино. А уровень его известности помогает даже российским зрителям, которые мало знакомы с современной авторской кинотрадицией, прикоснуться к настоящему интеллектуальному кинематографу. Какие фильмы этого режиссёра вы смотрели? Делитесь мнением о них в комментариях!