Найти тему
Гусеничная техника

Трактор на дровах - ХТЗ-Т2Г

В отдаленных районах СССР, где производилась заготовка леса, существовала серьезная проблема логистическая проблема - подвоз жидкого топлива. С другой стороны, зачем оно, когда твердого вокруг в изобилии. Так и родилась идея создания, трактора способного работать на древесных чурках.

ХТЗ-Т2Г
ХТЗ-Т2Г

В середине 30-х, Харьковский Тракторный завод экспериментирует с газогенераторными установками и даже создает одну из них. Однако в результате испытаний выясняется, что она получилась неудачной и не пригодна к использованию на серийной техники. На выручку приходят специалисты НАТИ у которых уже был готовая установка Г-19.

1 - газогенератор; 2 - центробежный очиститель; 3 - охладитель; 4 - фильтр; 5 - смеситель
1 - газогенератор; 2 - центробежный очиститель; 3 - охладитель; 4 - фильтр; 5 - смеситель

Принцип работы газогенератора, довольно прост. В него загружается твердое топливо: древесина, торфяные или угольные брикеты, полукокс и т.д. В процессе неполного его сгорания выделяется газ, состоящий из оксида углерода, водорода, метана и других примесей. Затем он поступает в центробежный очиститель, где происходит его очистка от летучих частиц продуктов горения. После этого, газ поступает в охладитель, фильтруется с помощью фильтра тонкой очистки и отправляется в смеситель, где перемешивается с воздухом. Полученная смесь, сгорает в цилиндрах двигателя Д-2Г.

ХТЗ-Т2Г
ХТЗ-Т2Г

Калорийность полученного топлива, была ниже чем у бензина, поэтому мощность мотра составляла всего 45 л.с., что на 4 л.с. меньше чем на жидком топливе.

Еще одним недостатком считался усложненный пуск двигателя. Он занимал продолжительное время и происходил на бензине. Кроме того, расход топлива на уровне 43 кг древесины в час, позволял ХТЗ-Т2Г работать не более 3 часов.

-4

Но наиболее существенным минусом, являлась высокая пожароопасность генератора. На первых порах трактор было запрещено эксплуатировать при уборке хлеба. После доработки конструкции, установки искрового гасителя и защитного кожуха, проблема была решена.

Трактор на выставке, обратите внимание на хромированный колпак на ведущей звездочке)
Трактор на выставке, обратите внимание на хромированный колпак на ведущей звездочке)

Помимо газогенератора, Т2Г, был полностью аналогичен СХТЗ-НАТИ. В 1938 году трактор поступил в серийное производство. До 1941 года, было выпущено около 16 тыс. машин.

Несмотря на все минусы, трактор сильно помог в народном хозяйстве, а самое главное, он сэкономил огромное количество топлива, в котором так нуждалась страна в то непростое время.

Интересную технику строили в СССР в свое время, не правда ли? Если Вам понравился материал, поставьте лайк и подпишитесь на канал. Благодарю за поддержку.

Читайте также: «Незнающие преград»: легендарные гусеничные вездеходы СССР