В отдаленных районах СССР, где производилась заготовка леса, существовала серьезная проблема логистическая проблема - подвоз жидкого топлива. С другой стороны, зачем оно, когда твердого вокруг в изобилии. Так и родилась идея создания, трактора способного работать на древесных чурках.
В середине 30-х, Харьковский Тракторный завод экспериментирует с газогенераторными установками и даже создает одну из них. Однако в результате испытаний выясняется, что она получилась неудачной и не пригодна к использованию на серийной техники. На выручку приходят специалисты НАТИ у которых уже был готовая установка Г-19.
Принцип работы газогенератора, довольно прост. В него загружается твердое топливо: древесина, торфяные или угольные брикеты, полукокс и т.д. В процессе неполного его сгорания выделяется газ, состоящий из оксида углерода, водорода, метана и других примесей. Затем он поступает в центробежный очиститель, где происходит его очистка от летучих частиц продуктов горения. После этого, газ поступает в охладитель, фильтруется с помощью фильтра тонкой очистки и отправляется в смеситель, где перемешивается с воздухом. Полученная смесь, сгорает в цилиндрах двигателя Д-2Г.
Калорийность полученного топлива, была ниже чем у бензина, поэтому мощность мотра составляла всего 45 л.с., что на 4 л.с. меньше чем на жидком топливе.
Еще одним недостатком считался усложненный пуск двигателя. Он занимал продолжительное время и происходил на бензине. Кроме того, расход топлива на уровне 43 кг древесины в час, позволял ХТЗ-Т2Г работать не более 3 часов.
Но наиболее существенным минусом, являлась высокая пожароопасность генератора. На первых порах трактор было запрещено эксплуатировать при уборке хлеба. После доработки конструкции, установки искрового гасителя и защитного кожуха, проблема была решена.
Помимо газогенератора, Т2Г, был полностью аналогичен СХТЗ-НАТИ. В 1938 году трактор поступил в серийное производство. До 1941 года, было выпущено около 16 тыс. машин.
Несмотря на все минусы, трактор сильно помог в народном хозяйстве, а самое главное, он сэкономил огромное количество топлива, в котором так нуждалась страна в то непростое время.
Интересную технику строили в СССР в свое время, не правда ли? Если Вам понравился материал, поставьте лайк и подпишитесь на канал. Благодарю за поддержку.
Читайте также: «Незнающие преград»: легендарные гусеничные вездеходы СССР