За поражением, почти всегда следует разбор полётов. За успехом, всегда следует банкет.
Это непреложная истина. Успех – это эмоция. И хорошо, когда мы осознаём, что всё так хорошо вышло. Мы что - то делали, делали, долго и упорно и вот! Оно получилось. Мы рады.
Но, в том то и дело, что под хороший результат, очень часто, мы подгоняем причины. Не глубоко копаем. Да и зачем копать то, всё же получилось. Совсем другое дело, когда не получилось, когда провал, отрицательный результат. Вот в этом случае, и мы сами и все, кто нас окружают, побуждают к действию. На поиск причин и на план мероприятий по их устранению. Это ведь логично? Конечно! Большинство так и живут. Скажите, что не так, не поверю!
Тогда почему мы не разбираем успех? Ведь если сделать это, то, скорее всего, мы найдём истинные причины положительного результата. А если я скажу вам, что в успехе, очень часто кроется причина будущего провала? Не поверите мне? А, тем не менее, у меня есть целый ряд примеров, когда это именно так.
Пример из военной истории:
-Компания во Франции 1940года и Восточный фронт 1941-45гг.
Для Германии, эти лёгкие европейские победы сыграли роковую роль. Да, безусловно, эти победы подтвердили правильность выбранной стратегии. Быстрые и точные, рассекающие удары обескуражили Французов. Почему я пишу про Францию, да потому, что, это была единственная сила на континенте, помимо России, которая могла противостоять Германии.
Так вот, дело было, в ту компанию, мая-июня 1940 года, скорее не в силе Немцев (они были заметно слабее Французов по всем позициям), а в не желании Франции, и её населения, сражаться, нести потери, повторять ситуацию двадцатилетней давности.
Для немцев это сыграло злую шутку. Они действительно решили, что «нет преград». Ведущая европейская держава была разбита за месяц!
И вдруг, на тебе! Страна, которая в 1918 году, сражаться отказалась, вдруг, в 41-45гг. так дала «по зубам», что никто не ждал. Это я про Россию, которая в то время называлась СССР.
А теперь пример из бизнеса:
-Региональный дистрибутор. На рынке более 20 лет. Опт, собственная розница, активные продажи. Федеральные игроки, которые значительно крупнее, открываются в городах присутствия. Но! Бизнес дистрибутора растёт! Все в приятном шоке.
Менеджмент видит цифры и, радостно считает сумму годового бонуса. Всё хорошо. Не надо не стратегию менять, ни работать со структурой ассортиментного портфеля. Ни менять структуру затрат. Вот «напряжёмся» и, в следующем году, тоже сделаем двухзначный рост. У нас прочные позиции. Эти «федералы» не знают местных особенностей. К нам привыкли. И логика эта ведёт, как не печально, в тупик.
И… Наступает следующий год и, вместо ожидаемых бонусов, менеджмент получает «билет на выход».
Печально.
Правильно здесь то, что сделав выводы из успеха, можно и нужно увидеть истинные его драйверы. Как правило, это бывает не то, о чём мы думаем. Успех, может быть случайным:
- «Пойманный» тренд;
- разовая возможность;
- провал у сильного системного игрока;
-выбирание собственной не эффективности, без инноваций.
Это очень похоже на ловушку – ловушку успеха.
Как же из неё выйти?
Просто! Нужно относиться к успеху как к неудаче. А именно, точно так же, как в случае провала, провести анализ причин и следствий. Заставить свой менеджмент это сделать. Найти истинные причины роста. Оценить их на возможность масштабирования. Провести анализ всех сопутствующих бизнес показателей (проверить, не «Пиррова» ли это победа). Обязательно оценить состояние и реакцию внешней среды. Сделать моделирование, как минимум, на следующий год. И вот тогда, будет понятно, системный ли у вас успех, или это только следствие благоприятно сложившейся ситуации.
Вот так - то друзья.