Траектория посадки SSJ-100 после поражения молнией вызывает ряд вопросов к работе двигателей самолёта.
В 15.08 в самолёт попала молния. На карте это произошло в точке 1. Это максимальная высота, набранная самолётом в ходе взлёта. Весь дальнейший полёт происходил со снижением. Это произошло из-за проблем с двигателями. Автомат тяги согласно докладу Росавиации отключился через 30 секунд после попадания молнии. После отключения автомата тяги двигатели должны были продолжать работать во взлётном режиме, где они были зафиксированы РУДами, однако этого не произошло, обороты сильно упали. Вот как описывает этот момент пассажир Олег Молчанов:
В самолёт ударила молния, упала тяга, вентиляция не работала.
Очевидец отметил снижение оборотов двигателя и пропажу вентиляции. Воздух в салон самолёта подаётся от двигателей и сбой в их работе приводит к сбоям в работе вентиляции.
В точке 2 произошло снижения самолёта до посадочных высот. Пилоты приступили к заходу на посадку. При снижении высоты скорость самолёта возросла. На жёлтом графике скорости виден характерный горб. Из-за того что график показывает скорость относительно земли всплеск скорости смещён вправо. На промежутке между точками 2 и 3 скорость самолёта не падала, хотя пилоты заходили на посадку и должны были снизить скорость с 550 км/час до 300 км/час. Этого не произошло и пилоты в точке 3 приняли решение развернутся и уйти на второй круг.
В процессе выполнения крутого разворота между точками 3 и 4 скорость самолёта упала, но не из-за изменения в работе двигателей, а из-за маневрирования самолёта.
В точке 4 самолёт выровнялся и полетел по прямой на повторную посадку. Даже с выпущенными закрылками после прекращения маневрирования скорость самолёта начала расти и росла вплоть до посадки. Пилоты предпринимали действия чтобы уменьшить скорость самолёта, они совершали крутые отклонения ручкой "от себя" "к себе", заставляя самолёт подниматься вверх и опускаться вниз, тем самым снижая скорость. Однако даже крутые манёвры не помогли снизить скорость.
В точке 5 пилоты пошли на снижение к полосе. На графике заметно что роста скорости нет, однако учитывая, что скорость на графике дана относительно земли, можно утверждать что самолёт продолжал разгон.
Таким образом весь полёт после удара молнии это борьба экипажа с самолётом и некорректной работой двигателей. Двигатели просто перешли в какой-то свой режим работы, обеспечивающий стабильный полёт самолёта на скорости 400 км/час, что выше посадочной в 240-250 км/час.
В первом заходе экипаж не смог справится со скоростью непослушного самолёта превысив посадочную скорость на 150-200 км/час. Во втором заходе после крутых разворотов, они сбросили скорость до посадочной, но затем на прямой самолёт разогнался до 300 км/час, и экипаж ничего не мог сделать, хоть и предпринимал отчаянные попытки. Двигатели самолёта работали в режиме полёта даже после посадки. Их с трудом затушили пожарные.
Французские двигатели и система управления ими, оказались беззащитны перед обычной молнией. Отсутствие доступа к французским технологиям не позволили российскими конструкторам создать дублирующие системы управления двигателями и предотвратить технические ошибки разработчиков электронных систем. Пилотыи пассажиры оказались заложниками не очень удачного самолёта.
Ставьте "понравилось" если Вам небезразлична судьба пилотов, это поможет большему числу людей ознакомиться с материалом.