Скачать подкаст в лучшем качестве можно тут
Здорово, господа и дамы, мальчишки и девчонки, и прочие разнорабочие!
Призываю всех немедленно задуматься над следующим вопросом: какая тема чаще всех других эксплуатируется искусством, и, если смотреть шире, вообще шоу-бизнесом? Вне зависимости от жанра, от вида искусства, от пристрастий и ориентиров создателей, вне зависимости от всего? Книжки, кино, театр, музыка, живопись - от патриотической патетики до детско-юношеской романтики - всё в той или иной степени эксплуатирует тему любви мужчины к женщине, и наоборот, женщины к мужчине. Ни одно произведение искусства не обходится без хоть крохотного, еле заметного, но прикосновения к этой теме. Отчего так? Потому что олл ю нид из лав? Потому что дедушка Фрейд завещал, что без сексуального подтекста даже ногти себе подстричь невозможно? Потому что - плодитесь и размножайтесь, как сказано в главной книге рода человеческого? Или потому что мужчин и женщин в мире - примерно поровну? (тут я предлагаю принципиально не принимать во внимание модные сексуальные патологии, пусть в их сортах коллективный кинокритик антон долин разбирается, меня прошу уволить от этого).
Даже не ответив на этот вопрос, мы понимаем - какой бы жанр кино мы не выбрали, там обязательно будет так называемая любовная линия. Но есть жанр, который, как известно, из этой линии состоит целиком - мелодрама. Применительно к выбранному сегодня фильму, предлагаю изменить в слове "мелодрама" одну букву - "милодрама". Получается хоть и драма, но милая. Пусть, в основном, и для девочек, но не совсем глупая. Можно было бы использовать термин "лирическая комедия" - это когда вроде смешно, но почему-то слёзы наворачиваются - однако этот жанр, к сожалению, слишком сложен для Голливуда, в советском-то кино и то по пальцам одной руки можно было перечислить тех, кому он удавался.
Итак, сегодня у нас милодрама - фильм 2010 года режиссёров Джоша Гордона и Уилла Спека "Больше, чем друг". Кто такие эти Джош и Уилл - не знаю, кинопоиск говорит, что один из них в прошлом получил Оскар за какую-то короткометражку. Ну и на здоровье, что нам - Оскаров жалко, да забирайте хоть все.
В центре сюжета находится девушка Кэсси. Обычная для нашего времени девушка, живёт в Нью-Йорке, пытается устроить личную жизнь, но не очень-то у неё это получается... У неё есть друг - Уолли, но он только друг: выпить кофе, поболтать, даже посекретничать, ничего серьёзного, такой мальчик-подруга. Подобных - только друзей - у девушек на самом деле почти не бывает, всё рано или поздно заканчивается чем-то серьёзным, или, наоборот, несерьёзным, но заканчивается абсолютно точно. Так вот, этот Уолли всё время их знакомства любит Кэсси, любит и ждёт, когда она начнёт его воспринимать серьёзно, как мужчину. А она - ну, не видит она его в своей жизни кроме как в качестве жилетки, в которую можно уткнуться заплаканным носом. В какой-то момент Кэсси решает, что ей нужно забеременеть, мол, с мужем не получается, так хоть ребёночек пусть будет, утешение. Друг Уолли тут как тут: пожалуйста, чего изволите, мальчика, девочку? А она - нет, не хочет. Хочет найти постороннего семенного друга (так это у них теперь называется), и находит: какого-то скалолаза с ясными, как пустой стакан, глазами. Она закатывает вечеринку по поводу своей будущей беременности - в ванной стоит баночка, куда скалолаз поместил своё высокогорное семя. Все веселятся, а друг Уолли с горя напивается - а потом ничего не помнит. Кэсси уезжает из города к родителям, мол, там ребёнок будет расти на свежем воздухе, на деревенском молоке и простокваше, и возвращается в Нью-Йорк только через семь лет. Все эти семь лет её друг Уолли продолжает её любить и ждать. А когда они, наконец, встречаются, и Уолли видит её сынишку, он понимает, что на той давней вечеринке, скорее всего, что-то пошло не так. Слишком уж пацан на него похож. Ну вот, вроде всё и рассказал. Спойлер на спойлере, конечно, но милодрама - такой жанр, в котором не бывает каких-то невероятных поворотов сюжета. Милота этих фильмов как раз в предсказуемости, в мягком, понятном юморе и общей атмосфере нормальности - может быть, даже обыденности, которую так просто соотнести со своей собственной жизнью. Но я хотел не об этом...
Думаю, все в курсе, что есть разница между терминами "любовь" и "влюблённость". Шоу-бизнес обычно оперирует словом "любовь", но понимает под ним именно "влюблённость", то есть болезненное состояние психики человека, который страдает от невозможности слиться с предметом влюблённости в экстазе на веки вечные. Я немного иронизирую, но на самом деле, смеяться тут не над чем - это очень опасное состояние, насколько яркое, настолько и мучительное, лично я бы его врагу не пожелал, серьёзно. Почему именно это состояние культивирует шоу-бизнес в качестве "любви", я понимаю. Но думаю, взрослые люди видят разницу между влюблённостью и любовью. То есть отличают неконтролируемый всплеск эмоций от устоявшегося, сто раз проверенного, ответственного чувства. Скучно, да? То ли дело - рубашку на груди хрясь, блузку на спине - хрясь, торшер сломать, кровать сломать... Вот это любовь, вот это я понимаю! Не то что у некоторых!
Главный герой фильма "Больше, чем друг" - любит свою Кэсси по-другому, по-настоящему. Он знает её от и до, он знает своё чувство к ней, он уверен в себе и в своей любви. Его собственный комфорт, его собственный оргазм, его собственная жизнь для него - тьфу. Он эту жизнь готов хоть каждый день за неё отдавать, сколько надо - столько и отдаст. Чтобы ей было хорошо, чтобы она была счастлива, чтобы она - не плакала, а смеялась. А вы говорите, хрясь-хрясь... Нет, тут другое, тут то, ради чего люди в церковь венчаться ходят.
Пока, господа и дамы. Счастья, здоровья, пятёрок по поведению.