Маргарита Терехова сыграла очень много самых разных ролей. Но три фильма, о которых пойдет речь – и три женских образа из этих фильмов – всегда воспринимались мной как некий триптих. Почему – надеюсь, станет понятно после того, как прочтете мои впечатления.
№1. Дневной поезд
Автор сценария: Борис Золотарёв
Режиссёр: Инесса Селезнёва 1976
Самый лучший фильм из трех! Просто шедевр, просмотренный миллион раз и заученный наизусть. Итак, интеллигентная ленинградская семья: мама и взрослая дочь. Великолепная мама, стареющая, неистребимо женственная и очаровательно миниатюрная – особенно на фоне дылды Тереховой! – блистательно сыгранная гениальной Риммой Быковой! Кудельки, рюшечки, незабываемый скрипяще-звенящий тембр голоса.
Дочь Вера – умная, гордая, независимая и незамужняя (где-то за кадром витает призрак неразделенной любви и несбывшихся надежд). Без кудельков и рюшечек. С полным отсутствием материнской щебечущей женственности. Это другое… Это такая… «женскость», что-ли…
«Она была нетороплива, Не холодна, не говорлива, Без взора наглого для всех, Без притязаний на успех, Без этих маленьких ужимок, Без подражательных затей... Все тихо, просто было в ней…»
Прибавьте к пушкинской Татьяне весь XIX-й век с его феминизмом и борьбой женщин за равноправие, революцию и две войны, блокаду и хрущевскую оттепель, и вы получите героиню Тереховой.
Мать и дочь. Они так дружат, так любят друг друга. Такую причиняют боль…
И вот в этот ленинградский мирок вваливается московский гость – Игорек (Валентин Гафт). Бывший спортсмен, красавец, маменькин сынок, замшевый, гладкий, лысеющий, мужественный, ироничный и снисходительный. Мамы-подруги решили сосватать детей.
Можно легко представить всю гамму чувств Веры и Игоря: раздражение, смятение, унижение, желание понравится, робкую надежду, неловкость…
И только мамочка, непробиваемая, как танк, суетится и щебечет, и щебечет, и щебечет!
А дальше в фильме происходит то, что очень часто происходит в реальной жизни в течение месяцев, лет, а то и десятилетий. Вот представьте себе Богиню браков – да, да, Богиню, что бы нам там не пели про Гименея! Вообще-то это - Гера, как единственная законная жена на Олимпе. Так вот Гера должна бы держать в руках весы, как Немезида: на одной чаше весов – муж, на другой – жена.
В самом начале брака муж перевешивает: сидит такой мощный, самодовольный, весь из себя муж. А жена вверху болтается – легонькая, как перышко, благодарная и обожающая. Смотрит на него снизу вверх, хотя и на верхней чаше весов: - Закрой рот, дура! Я все сказал!
С течением времени они постепенно уравновешиваются, а потом и меняются местами: на нижней чаше оказывается жена – такая тяжеленькая, крепенькая, как неолитическая Венера. А наверху – никчемный мыльный пузырь…
Вот так и в фильме. Приехал Игорек, думает: ну, надо же когда-то и женится… Сейчас вот как осчастливлю! А потом смотрит – да она красавица! И умница! Ну, свезло!
Но и Вера – смотрит. И все видит. И как Гера – оценивает: «взвешен ты на весах и найден очень легким». И пришлось ему уезжать восвояси не солоно хлебавши. А она пришла проводить его на вокзал. Такая вот ирония судьбы.
Фильм второй:
https://zen.yandex.ru/media/evgeniya_perova/tri-filma-s-margaritoi-terehovoi-film-vtoroi-5ce6943607e67400b27e3889
Фильм третий: