Найти в Дзене
Жизнь обычных людей

Сказочный мир "отца" Золушки: история становления Шарля Перро как писателя

Оглавление

Нестареющие сказки Шарля Перро и по сей день родители рассказывают детям, укладывая их спать. Как складывалась жизнь писателя, подарившего миру «Золушку», «Спящую красавицу», «Кота в сапогах», «Красную Шапочку» и другие знаменитые волшебные истории?

Истоки

Веками сказки были частью традиции отхода ко сну. Дети по всему миру ложились спать под истории о принцах и принцессах, злых королевах, далеких странах и волшебных лесах с опасными существами. Но откуда эти истории берут свои истоки? Мы все знаем об Андерсене и его «Русалочке», о братьях Гримм с их добрыми феями-крестными, но в действительности эти предания о доброте и поучительные истории ходили по миру задолго до того, как эти писатели стали известными.

Началось все еще в 17 веке, когда человек по имени Шарль Перро собрал все истории, которые он рассказывал своим детям в одной книге – «Сказки матушки Гусыни». В ней была первая история о Золушке, «Кот в сапогах» и многие другие истории.

Сегодня многие сказки Перро легли в основу огромного количества диснеевских фильмов и песен.

Начало карьеры

Карьера Перро в качестве писателя началась ровно тогда, когда закончилась политическая, которая по сути стала источником вдохновения для всех его поучительных историй о морали и обмане.

Перро родился 12 января 1628 года в парижской буржуазной семье. С юных лет он присоединился к правительственной службе по примеру своего отца и старшего брата. Он изучал юриспруденцию и отличался блестящим умом. Позже Шарль служил секретарем при финансовом министре короля Людовика XIV.

Затем его служба продолжилась во Французской академии, где он решал вопросы, связанные с французским языком и литературой. Его брат тоже составил карьеру: он был архитектором и трудился над строительством Лувра. Таким образом семья Перро прочно заняла свое место в высшем свете Парижа.

Творчество

В то же время он трудился над литературными произведениями, которые, однако, быстро забывались – в отличие от его дальнейшей работы. Помимо этого он давал рекомендации королю по украшению Версальского лабиринта и предположительно составил по нему путеводитель.

В конце 1670-х он написал рецензию, в которой восславил современную ему оперу. В тот же период он стал главным идеологом в споре о древних и новых. Сам он был на стороне последних, и это существенно повлияло на его дальнейшие работы.

Между тем Перро женился, когда ему было 44 года. Его невесте было всего 19. Молодая жена скончалась после нескольких лет брака, во время которого Шарль слегка отстранился от публичной деятельности.

В 1682 году Перро был вынужден отойти от службы из-за усилившегося кумовства в академической сфере. У него появилось больше времени на литературу. В этот период он написал несколько эпических поэм в качестве оды христианству. Они не были популярны у публики, и ему пришлось искать другие способы, как включить нравственный аспект в свои произведения.

Спустя десять лет он все-таки нашел способ.

Сказочник

«Сказки матушки Гусыни» и другие фантастические повести Перро стали его первыми шагами в воображаемый мир. Критики отмечают, что благодаря своему легкому, но грамотному подбору слов, он сумел привлечь внимание благородных читателей.

Хотя некоторые из «Сказок матушки Гусыни» и его последующих работ утрачены, до наших дней все же дошли истории, знакомые и сегодня почти каждому ребенку. Некоторые из них – о классических принцессах и заморских странах, а другие являются поучительными историями, которые должны уберечь детей от настоящих опасностей.

Его сказки о принцессах, как, например, «Спящая красавица» были неоднократно переписаны и адаптированы для телевидения. А по «Золушке» даже ставили балетное представление до того, как ей заинтересовался Дисней.

Идеи для сказок

Перро черпал вдохновение в людях и местах. К примеру, замок, где Спящая Красавица погрузилась в свой вековой сон, имел прототипом замок Юссе в долине Луары. Также Шарль вдохновился образом маркиза Шато д’Уарона для создания маркиза де Карабаса в «Коте в сапогах».

Также Перро черпал идеи в темной стороне Парижа. В частности, работая над «Красной Шапочкой» он наблюдал за мужчинами на улицах, в которых было что-то «волчье». Эти мужчины следовали за женщинами по темным улицам как хищники, преследующие добычу. Зловещее впечатление проявилось и в произведении, ведь по сюжету Перро девочка была все-таки съедена волком.

Он проводил параллели между волком и современным мужчиной: «Я говорю Волк, потому что волки все различны; а этот обладает сговорчивым нравом: не шумный, не жестокий, не злобный, но ручной, послушный и ласковый, преследующих юных дев на улицах до самого дома. Увы! Кто ж не знает, что эти ласковые волки самые опасные из всех!»

Наследие

Шарль Перро скончался в 1703 году, спустя восемь лет после публикации его первой сказки. Ему было 75. Его работы стали невероятно популярны среди и детей, и взрослых.

Несмотря на его авторство, многие его сказки были основаны на уже существовавших ранее легендах и преданиях европейского фольклора. Но как бы то ни было, его версии большинством считаются стандартом.