Офис следователей из Нидерландов организовали в Киеве. Непосредственно на месте катастрофы группа специалистов проработала ... шесть дней в ноябре 2014 года и уехала из-за постоянных обстрелов и дождей.
Вернулись за обломками спустя полгода - весной 2015. Но забрали в Голландию не все обломки, а только те, что "представляли интерес".
Сара Ферной, представитель Совбеза Нидерландов: "У нас был список фрагментов самолета, которые мы хотели собрать, и мы их собрали».
Уже при разборе поездов с обломками, приехавшими в Голландию через Донецк и Харьков, следователи нашли обломки от ракеты 9М38. Еще спустя год - кусок сопла ракеты.
В Киеве австралийская команда из четырех следователей работала три месяца без перерыва. Голландцы трудились посменно (5-10 человек) по две недели.
Занимались они там в основном опросом 80-ти свидетелей. И по сей день в Киеве работает группа по прослушке телефонных разговоров. Активную помощь в этом конечно оказали сотрудники СБУ и прокуратуры Украины.
Голландия, Австралия и Украина заключили соглашение о сотрудничестве. Малайзию приняли с опозданием в полгода. На практике это сотрудничество означает, что Нидерланды транслируют миру материалы, собранные в Киеве.
Непосредственно группу следователей возглавляет Геррит Тири. Сначала в его подчинении были несколько сотен следователей и 8 прокуроров, но потом штат сократили до 55 человек. К делу привлекли специалистов по радиолокации, ракетам, оружию, а также взрывотехников и авиаэкспертов.
С основной версией определились в первый же день. Теперь, спустя 5 лет, будут вычислять конкретных виновных.
Доказательства
Итак, вот какие материалы легли в основу уголовного дела о Боинге против России:
- химический анализ краски и взрывчатого вещества, взят с найденных обломков ракеты 9М38 (идентичны для многих ракетных изделий в России)
- добытый (скорее всего в Финляндии) образец ракеты 9М38М1, который сравнивали с тем, что нашли в обломках самолета
- показания и фото свидетелей дымового следа от "Бука" в Торезе и Снежном. (Таких фотографий в деле две).
- отчеты группы Bellingcat с фотографиями и видео перемещений "Бука" (таких материалов девять) - все они собраны с просторов проукраинских блогов в твиттере. Нет ни дат, ни авторов.
- следственный эксперимент, проведенный (дважды) в Киеве экспертами НИИ Минобороны и засекреченный в 2016 году.
- следственный эксперимент, проведенный (трижды) на полигоне в Финляндии с разными модификациями ракеты "Бук". Тоже засекречен, но финны проинформировали русских, что образцы взорванной ракеты они передали голландцам (известно, что с 1996 года Финляндия приобрела 288 ракет 9М38М1. У них там уже заканчивается срок эксплуатации)
- внезапно нашлись данные с мобильного украинского военного радара, хотя эти РЛС, по заверениям Минобороны Украины, вообще не работали 17 июля.
- снимки Европейского космического агентства с куском выжженной травы в поле под Первомайским.
- перехваты телефонных разговоров ополченцев, сделанные СБУ. Плюс сведения, взятые голландцами с вышек сотовой связи в ДНР после катастрофы.
- анализ грунта с вероятного места запуска "Бук" (в июне 2015 года образцы земли в течение 10 дней собирал голландец Даан Ноорт на территории ДНР)
Промежуточные выводы следствия:
1. В мае 2018 года Нидерланды и Австралия набрались духа и официально обвинили Россию в передаче комплекса "Бук" ополченцам. Зрителям показали хорошо сохранившийся кусок двигателя и практически целый корпус сопла от ракеты 9М38 с серийным номером.
Следователи конечно оговорились, что не уверены до конца, мол, та ли это ракета. Причем, два года назад этот же кусок двигателя светился в материалах дела. Но ясности с ним до сих пор нет.
2. Руководит международной следственной группой JIT генпрокурор Нидерландов Фред Вестербеке. По его словам, факт передачи ракеты, которая якобы попала в "Боинг", у них зафиксирован с помощью роликов в соцсетях (на них колонна "Буков" ездит по Старому Осколу в России) и телефонных перехватов СБУ. Это вообще не обсуждается.
3. Есть еще какие-то доказательства русского следа, которые будут озвучены только в суде. JIT пока установила только место, откуда "Бук" якобы был передан на Украину.
4. Степень участия 53-й зенитной ракетной бригады из Курска пока не установлена. Поэтому комиссия в лице представителя от Украины генерала Василия Грицака ищет возможных свидетелей перевозки "Буков" через российско-украинскую границу (якобы это произошло в конце июня 2014 года или 17 июля)
5. Всего в деле теперь не 100, а "несколько десятков" подозреваемых. Их роли прояснились за последние два года. Но если и будут кого-то судить, то, скорее всего, заочно.
5. Суд будет проходить в Схипхоле - там самый безопасный в Нидерландах зал заседаний. Процесс будет вести коллегия судей из Гааги.
7. Дата начала суда неизвестна, по словам Вестербеке, комиссия приступила к последнему этапу закрепления доказательств. На всю подготовку прокурор отмеряет срок "в течение пяти лет"...
Два года назад он уже это говорил, к слову.
8. Пока уголовный процесс в далекой перспективе, но уже поступил иск в Страсбург от 291 родственника погибших пассажиров. Интересы представляет американский адвокат Джерри Скиннер. Иск подан против России и лично против Владимира Путина с требованием выплаты $330 млн
9. Самый загадочный вопрос с оружием. Следователи постоянно меняют модификацию ракеты, которая была использована. Сначала, после предъявления двух двутавров, это была ракета 9М38М1 (двутавры есть только в ней). А вот в последней ракете образца 1986 года, что представили Нидерланды в мае 2018 года, - двутавров вообще не бывает. Что делать теперь с тем осколком в форме бабочки? Все просто: голландцы решили, что на старой модификации стояла современная боевая часть 9Н314М с двутаврами. Вот так. На доводы "Алмаз-Антея", что это в принципе невозможно, голландцы ответили: "известно, что так бывает" (см приложение к финальному докладу DSB).
10. В марте 2019 года группа дипломатов (на уровне руководства МИДов) впервые провела переговоры с представителями России. Участвовали Нидерланды и Австралия. Детали и место встречи держат в секрете.
...
Анимация
Приложение к финальному докладу
...
Доклад DSB на английском языке
debcd724fe7breport_mh17_crash.pdf