Найти в Дзене

Вспоминаем Serious Sam

Приветствую всех! В этом обзоре, хочу напомнить всем кто забыл или рассказать тем кто не знал о замечательной серии игр «Serious Sam». В далеком 2001 году, когда большинство студий акцентировались на сюжетно ориентированных шутерах, вошедших в моду после появления «Half-Life», никому не известная хорватская студия Croteam взяла и выпустила совершенно олдскульный «Serious Sam: The First Encounter». И, как показала практика, не прогадала! Здесь игрока не отягощали сюжетными поворотами (хотя какой-то сюжет и присутствовал), не предлагали решать кучу головоломок, а вываливали на него огромные толпы разнокалиберных монстров, которых предлагалось убивать разнокалиберным же оружием – от обычного револьвера до пушки, натурально стреляющей ядрами! Вся вариативность прохождения заключалась в выборе – расстрелять вот эту толпу монстров из ракетомёта или выкосить их миниганом. Но, чёрт возьми, как же это затягивало! Игрок в лице Сэма Стоуна продвигался из пункта А в пункт Б, как терминатор, унич

Приветствую всех!

В этом обзоре, хочу напомнить всем кто забыл или рассказать тем кто не знал о замечательной серии игр «Serious Sam».

В далеком 2001 году, когда большинство студий акцентировались на сюжетно ориентированных шутерах, вошедших в моду после появления «Half-Life», никому не известная хорватская студия Croteam взяла и выпустила совершенно олдскульный «Serious Sam: The First Encounter». И, как показала практика, не прогадала!

Здесь игрока не отягощали сюжетными поворотами (хотя какой-то сюжет и присутствовал), не предлагали решать кучу головоломок, а вываливали на него огромные толпы разнокалиберных монстров, которых предлагалось убивать разнокалиберным же оружием – от обычного револьвера до пушки, натурально стреляющей ядрами! Вся вариативность прохождения заключалась в выборе – расстрелять вот эту толпу монстров из ракетомёта или выкосить их миниганом. Но, чёрт возьми, как же это затягивало!

-2

Игрок в лице Сэма Стоуна продвигался из пункта А в пункт Б, как терминатор, уничтожая на своём пути всё живое (и мертвое), что пыталось остановить его железную поступь. Схватки с монстрами реализованы в игре, преимущественно, по типу арен, то есть, уровни условно делятся на множество небольших арен, в которых игрока запирают, после чего на него со всех сторон начинают переть противники. Как правило, в таких случаях, для продвижения вперед необходимо либо выполнить какое-либо действие, либо просто перебить всех кто пытается перебить тебя.

-3

В последнем случае изредка может возникнуть один неприятный момент, когда на арене с большим количеством небольших строений, какой-либо мелкий моб «заблудился» и, вместо продвижения вперед, приходится искать этого гадёныша. Согласитесь, в игре, основой которой являются динамические схватки с огромными толпами врагов – это малоприятно. К счастью, такие ситуации возникают очень редко и не сказываются на общем удовольствии от процесса.

-4

Грамотно построенный «спинномозговой» игровой процесс может быть очень увлекательным даже если главный герой представляет из себя условные пару пикселей на экране, а враги, напирающие со всех сторон – ещё по парочке пикселей. Top-down шутер «Crimsonland» и изометрический «Alien Shooter», вышедшие в 2003 году, тому прямое подтверждение.

-5
-6

Но у «Serious Sam» и в визуальном плане все было в полном порядке. Локации игры выполнены в стилистике древнего Египта (куда в самом начале игры, пронзив пространство и время, попадает главный герой игры – Сэмюель Стоун), а графика, на тот момент (напомню, это 2001 год) выглядела просто отлично. Обширные пустынные локации сменяются древними храмами с садами и бассейнами. Ну и конечно же пирамиды, ведь какое произведение в стилистике Египта может обойтись без пирамид?!

-7

Противники были менее детализированные, но тоже выглядели вполне прилично. Впрочем, это естественно, так как толпы высокополигональных детализированных монстров заставили бы «расплавиться» большинство тогдашних персональных компьютеров. Тем более, как правило, времени на вдумчивое разглядывание представителей местной фауны нам не давали!

В итоге динамичный игровой процесс; драйвовая, а ближе к концу игры, в особо крупных сражениях, просто эпичная, атмосферная музыка; здоровенные эпические боссы; отличная картинка – всё это принесло оглушительный успех игре.

Естественно, появление продолжения было всего лишь вопросом времени. Тем-более, разработчики анонсировали его практически сразу же. Собственно, приставочка «The First Encounter», в названии игры, как-бы намекает, что продолжение было запланировано изначально.
И вот, менее чем через год, в феврале 2002 года, вышла «Serious Sam: The Second Encouner».

-8

Начинается игра там, где заканчивается первая часть. Сэм улетает на летающей тарелке, реквизированной у финального босса Угх Зана ІІІ. Впрочем, улететь далеко ему не дают разработчики игры. Причем, не дают в абсолютно буквальном смысле – врезавшись в летающую тарелку на летающем паровозе! После чего, Сэм, с криком «Нет! Не хочу обратно в Египет!!!» терпит крушение в джунглях Центральной Америки.

-9

Стартовая локация встречает нас сочными джунглями, где сразу же видно, насколько за прошедший год похорошела графика.

В целом «Второе пришествие» выполнено по принципу «тех же щей, да побольше влей!». И это просто отлично! Ведь зачем чинить то, что не сломано?

-10

В игровом процессе, практически ничего не изменилось. Самое значительное отличие от первой части игры – стилистика локаций. Видимо, вняв вышеуказанному крику Сэма (и, по всей видимости, разумно посчитав, что с таким серьёзным парнем лучше не спорить), разработчики решили не возвращать его в Египет. Вместо этого, предстоит провести тотальную зачистку в городе Майя Теотиуакане, древнем Вавилоне и средневековой Европе.

-11

Далее, в 2005 году, вышло полноценное продолжение серии «Serious Sam II».

Откровенно говоря, моё первое впечатление от увиденного можно охарактеризовать цитатой сержанта Хартмана из х/ф «Цельнометаллическая оболочка» – «Что это, [censored], рядовой Куча?!».

-12

Совершенно детская, мультяшная стилистика и полнейшая несерьезность всего происходящего. Увиденное, совершенно противоречило тому, чего я ожидал. Получился, какой-то «Несерьёзный Сэм».

Здесь стоит уточнить, что это было время, когда на прилавках магазинов активно продавали пиратские диски. Зачастую, для экономии пространства и возможности впихнуть на диск невпихуемое (как можно больше игрушек), из игры вырезалось всё «лишнее»: сюжетные ролики, музыка, в общем, всё кроме самого игрового процесса. Изначально мне попался именно такой диск, приобретенный приятелем.

-13

На этом, моё первое знакомство со вторым Сэмом закончилось, оставив меня в полнейшем недоумении. Через довольно продолжительное время, я всё-таки вернулся к нему и поиграл как следует (несколько прохождений) в полноценную версию.

И, чёрт возьми, он таки оказался отличной игрой, сдобренной хоть и несколько «детсковатым», но всё же хорошим, а местами и совершенно отличным, юмором! Чего стоит только фраза одного из персонажей, что изначально спасение мира хотели поручить одному «известному блондинистому парню», но он не оправдал ожиданий (совершенно не прикрытый стёб над долгостроем всех времен и народов, с неопределенной датой выхода – «Duke Nukem Forever», который, к слову, после выхода – действительно, не оправдал ожиданий).

-14

В данном случае, мультяшность картинки, только гипертрофировала полнейшую идиотию (в хорошем смысле), всего происходящего вокруг. Особенно, на фоне пафосной серьёзности самого Сэма.

В этой части серии, пожалуй, самое огромное количество разновидностей противников, хотя большинство старых знакомых тоже никуда не делось. Пожалуй, меньше всего, в этой части, мне понравились покатушки на транспортных средствах и уровень с соревнованиями, в которые вынужденно попадает Сэм по ходу игры и которые, к тому же, ограничены по времени. В остальном же, игровой процесс был именно тем, чего ожидаешь, когда запускаешь «Serious Sam».

-15

Перед продолжением, стоит упомянуть, что в 2009 и 2010 годах вышли HD-переиздания «Serious Sam: TFE» и «Serious Sam: TSE». Переиздания вышли качественными. Желающие тряхнуть стариной или познакомиться с первыми играми серии, но не желающие любоваться графикой начала 2000-х, могут спокойно играть именно в эти версии.

-16
-17
-18
-19

И, наконец-то, в 2011 году, вышла новая игра серии «Serious Sam 3: BFE».

Несмотря на противоречивые первые несколько уровней игры, хорваты из Croteam, все-же, в полной мере оправдали возлагавшиеся на них надежды. Сэм снова вернулся, а точнее, только начал свой устеленный заваленный трупами врагов путь. Ведь 3-я часть, является приквелом к самой первой части серии. Здесь нам рассказывается о том, как и почему Сэм попал в Древний Египет.

-20

Возвращаясь к первым уровням. Есть мнение, что поскольку, разработчики ранее трудились над так и не увидевшим свет военным шутером, то они решили уже созданные под него наработки локаций перенести в «Serious Sam 3: BFE».

-21

В принципе, учитывая время, место и фон событий происходящего, а земляне, на данном этапе терпят сокрушительные поражения от инопланетных полчищ Ментала (главного антагониста серии), в плане антуража получилось совершенно аутентично. Единственное «но», узкие улочки, которыми изобилуют эти локации, несколько не сочетаются с ураганным геймплеем, к которому привыкли сторонники Сэма. Впрочем, ребята из Croteam и здесь не оплошали и грамотно подогнали одно к другому.

-22

А спустя несколько уровней, мы переносимся в более привычную обстановку с развалинами древних храмов и пирамидами. И вот здесь то, уже понимаешь, что это действительно тот самый, старый добрый Сэм, который, под ураганный саундтрек Дамьяна Мравунаца, дарит всё те же, эмоции, что и 10 лет назад!

-23

Хотя, местами разработчики все-же, зачем-то сбивают привычный темп игры, разбавляя его небольшими участками с дурацкими обезьянками, где ураганный шутер, по непонятным причинам, пытаются превратить в подобие хоррора с фонариком во тьме или летающими ведьмами, которые своими псионическими способностями тормозят главного героя лично и игровой процесс в целом.

-24

Но, это всего лишь маленькие недостатки, которые никоим образом не портят общего положительного впечатления от игры.

Осенью 2012 года, вышло дополнение к игре, с подназванием «Jewel Of The Nile». Отдельно рассказывать о нём, особого смысла нет. Из нового, здесь вернулись плазменная пушка и рептилоиды из первых игр серии, а так же, добавили джет-пак, на одной из миссий. В остальном, это просто еще несколько часов ураганного геймплея.

-25

С 3-й частью игры, связан еще один забавный эпизод, который вам наверняка запомнился, если вы пытались скачать игру сразу после её выхода. А точнее, оригинальный подход к проблеме пиратства среди компьютерных игр.

Практически, в самом начале игры (при условии, что мы играем в пиратскую версию), нам встречается маленький скорпион – обычный враг еще с первой серии. От остальных таких же скорпиончиков, он отличается красным окрасом (как у больших скорпионов) и абсолютной неуязвимостью. Или немного позже, на одном из уровней камера разворачивается в небо и начинает крутиться, вызывая тошноту у неподготовленных любителей халявы.

-26

Естественно, со временем, эти «сюрпризы» от разработчиков были побеждены пиратами.

В заключение, хотелось бы сказать пару слов о русской локализации Сэма.
Единственная игра в серии, которой действительно повезло в этом плане – «The Second Encounter». Перевод для неё адаптировал известный переводчик Дмитрий «Goblin» Пучков. А Сэма озвучил Никита Джигурда, который идеально вписался в образ. Получилось очень атмосферно.

Во всех остальных случаях, перевод, мягко говоря, так себе. А что касается озвучки, такое ощущение, что актёрам просто дали зачитать текст, без понимания контекста игровых ситуаций и без предъявления каких бы то ни было требований к конечному результату. Иными словами – полнейшее наплевательство как на качество перевода, так и на озвучку. Получилось – просто отвратительно!

К счастью, «Serious Sam» – не та игра, где необходимо во всех тонкостях вникать в многочисленные сюжетные диалоги и тома текстовой информации. Поэтому, если не хотите испортить себе впечатление, настоятельно рекомендую играть строго в оригинальной озвучке.

Ссылка на Википедию: Serious Sam (серия игр). Там же можно найти ссылки на официальный сайт разработчиков и основные фанатские сайты игры. Кром того, там указано о работе над полноценным продолжением. Но, поскольку официального анонса не было (или я о нём не в курсе), то и говорить, на данном этапе не о чем.

Скриншоты взяты с официального сайта Croteam.

P.S.: О прочих (не каноничных) играх серии, я не упомянул, по той простой причине, что не играл ни в одну из них. Тем более, что все они относятся к другим жанрам. По той же причине, нет упоминаний о VR-версиях игры.

P.S.2: В обозримом будущем, планируется к выходу Serious Sam 4.

Очень надеюсь, что на ближайшей игровой выставке Е3, издатели Devolver Digital, в рамках своей конференции, расставят точки над "ё", покажут наконец-то полноценный геймплейный трейлер и объявят дату выхода.

Спасибо за внимание.